«Мы ощущали себя героями фильма про рейдерский захват». Что думают родители про смену директора в 57-й школе

13 марта стало известно, что директор знаменитой 57-й школы Михаил Случ перейдет во «Второй лицей», а его место займет Анна Вахнеева, бывший директор школы №1517. Учителя 57-й опасаются, что такая внезапная смена в разгар года усложнит весь учебный процесс, а родители учеников активно выступают против нового директора. 16 марта, они собрались у здания школы, чтобы передать коллективное письмо Управляющему совету, в котором они требуют публичных объяснений. Ани Оганесян выяснила у родителей, что их не устраивает в смене директора. Главная претензия звучит так: «Она — чужая, потому что не математик, не выпускник школы и даже не родитель».


Светлана Кассина

Я никогда не верила в пятницу 13-е, но в субботу всех родителей ждал огромный шок — нам неформально сообщили, что в школе с понедельника будет новый директор. Без объяснения причин. Все выходные мы провели в попытках понять,  что происходит. Мы ощущали себя героями фильма про рейдерский захват. Было создано коллективное письмо, которое за сутки подписало более 600 человек.

Оказалось, что дети сделали две петиции, которые подписали более тысячи человек. Я горжусь нашими детьми и их активной позицией. 

Все мы пришли в эту школу по конкурсу. Дети учатся шесть дней в неделю, а по воскресеньям ездят писать олимпиады. Учиться у нас очень тяжело, фактически это семидневная рабочая неделя. Но в этом и кайф – 57-я школа объединила учителей, детей и родителей, настроенных на высокие достижения и цели.

Неформальную атмосферу школы трудно передать… Винтовая лестница, старинное здание, высокие потолки. Но главное сокровище – это дети, у которых светятся глаза, которые несмотря на чудовищную нагрузку успевают ставить спектакли, устраивать олимпиады, писать статьи и готовить вкусняшки на день рождения школы.

Для меня огромное счастье видеть этих детей, они достойны восхищения. Учебный процесс в школе очень сложный, который выстраивался годами, поэтому роль руководителя этого сложного механизма очень важна.  

Обычно нашими директорами были математики, выпускники самой школы. Была преемственность традиций и поколений. Сейчас эта тонкая нить в одночасье оборвалась. Пока диалога с новой администрацией у нас не получилось, и нет уверенности в том, что будет дальше. Если люди начнут уходить, то мы не сможем сохранить дух школы.


Виктор Агроскин

Моя жена и я — выпускники математических классов 57-й школы, мы оба вели занятия в математических классах, пока учились в институте, и вернулись к ведению занятий в вечерней математической школе сейчас. Наш сын закончил 57-ю школу, дочь сейчас учится в ней.

Наверное, мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Нам трудно было представить, что наши дети будут учиться где-то еще. Думаю, мы не ошиблись – школа дала нашим детям то, что мы для них искали: знания, друзей и комфортную среду общения.

57-я школа отличается удивительной преемственностью поколений. Я пришел в нее учиться 40 лет назад, из моих учителей в школе сейчас работают двое, всего учителей из тех времен сейчас пятеро.

Но мне надо отдельно постараться, чтобы подсчитать сколько в школе сейчас работает тех, кто учился в ней со мной, немного раньше, или сильно позже. Я просто знаком со множеством людей, живущих сегодня по всему миру, и окончивших школу за 3-4 года до меня и через 5-6 лет позже меня. А вообще я знаю хотя бы одного-двух человек из классов до 10 лет меня старше, и из классов на 10 лет меня младше.

Такая преемственность не случайна — она является следствием системы математического образования, известной как «система Константинова». Это значит, что выпускники школы участвуют в обучении новых школьников. Многие выпускники отдают первые годы своей студенческой жизни волонтерской работе со школьниками, а некоторые занимаются потом работой со школьниками десятки лет. Но при этом являются не штатными учителями, а состоявшимися учеными, двигающими науку в разных областях — в математике, физике, в биологии, в экономике.

Достижения школьников и выпускников 57-й школы подтверждают эффективность такого подхода к образованию. Можно найти много любителей обсудить «элитарность» и «престижность» нашей школы, но все знают, что основа ее репутации — это спецклассы. Отбор в эти спецклассы всегда велся только по способностям учеников.

Сейчас я чувствую угрозу той школе, которую я люблю и ценю. К сожалению, сама система, о которой я говорил, плохо совместима с принципами организации образования в сегодняшней России. Волонтерская работа профессиональных ученых со школьниками по продвинутым программам не вписывается в систему, как и многие другие отличительные черты школы. Для управления школой нужно уникальное сочетание административного таланта, таланта педагога, да еще и ряда свойств ученого.

Я, как и многие из тех, кто пришел к школе, против смены директора. Исходя из особенностей этой «спецоперации», у нас нет оснований полагать, что ее результат хоть в какой-то степени соответствует интересам школы. Такое совпадение может случайно произойти, но мы не хотим полагаться на случайность.

В очень тяжелых обстоятельствах предыдущей смены директора, в условиях позорного скандала, была как-то найдена возможность услышать мнение учителей, родителей, выпускников. Смена директора заняла тогда больше года, но почти все время происходящие процессы были открыты, и проводились с участием людей, которым мы могли доверять. Хотя тревожные звонки были и тогда.

А сейчас все было по-другому. Нам — учителям, ученикам, выпускникам, родителям — не было известно о каких бы то ни было конфликтах, требующих срочной реакции руководства Департамента образования города.

Мы видели разворачивание планов администрации школы под руководством директора Михаила Ильича Случа. И вдруг директора меняют, с прекращением полномочий через три дня, под конец третьей четверти, во время набора новых классов, да еще и под висящей угрозой карантина и полного прекращения экзаменов, регулярных и кружковых занятий.

Мы пока не знаем – это наказание за какие-то ошибки, или это решение чьих-то чужих проблем за наш счет? Как минимум, мы видим полный провал деятельности Управляющего совета школы и его председателя, не сумевшего наладить коммуникацию с Департаментом образования и допустившего такие катастрофические изменения без информирования сообщества школы. Как максимум – мы видим полный волюнтаризм в принятии решений Департаментом, который решает свои бюрократические или политические задачи без оглядки на интересы школ.


Татьяна Дятлова

Мой младший ребенок учится в начальной школе, и только педагогам этой школы удалось его «раскрыть». Часто у детей с математическими способностями бывают трудности в общении с другими детьми и со взрослыми. Часто занятия им кажутся слишком простыми и они начинают их игнорировать. Педагоги еще на стадии подготовки поняли его особенности, и «раскрыли» его. Ему никогда не было скучно. Он считал дни до следующего занятия. Такая же ситуация и в начальной школе. Удивительно, насколько тонко учитель чувствует каждого ученика. 

Услышав на прошлом дне рождения школы речь Случа, мой ребенок загорелся мечтой — поступлением в математический класс. Это трогательно и по-настоящему. 

И в научном, и в социальном, и в психологическом смыслах эта школа особенная. Здесь учат детей отстаивать свою точку зрения, даже если если она не совпадает с мнением учителя. 

Я пришла сегодня к школе, потому что в этом году, при вручении диплома первой степени по внутренней математической олимпиаде, Случ сказал моему сыну, что он будущая гордость школы. И я хочу, чтобы он стал гордостью именно этой школы, в том формате, который был до настоящего момента. 

Я против смены директора, потому что она «чужая»: не математик, не выпускник 57-й и даже не родитель! Не сможет директор фабрики «большевичка» управлять Dior. 


Анна Устинова

В 57-й школе учатся двое моих детей, и оба они очень любят свою школу и своих учителей.

57-я школа отличается тем, что в ней модно быть умным, и любой талант ребенка найдет возможности для развития.

Сегодня вечером я пришла к школе, чтобы получить больше информации о совершенно внезапно произошедших в ней переменах. Я совершенно не ожидала смены директора школы в середине марта, во время коронавируса, карантина и прочих невеселых новостей.

Я думаю, что нужно было объявить о переменах, раз они были неизбежны, но осуществить их летом, представив кандидатуру нового директора Управляющему совету и родительскому сообществу заранее. Однако, этого не было сделано, родители не имели достоверной информации до сегодняшнего дня, и очень волновались за сохранение педагогического коллектива школы, ее традиций и устоев.


Юрий Павлов

Меня и родителей нашего класса возмущает ситуация смены директора школы в режиме «спецоперации». С моей точки зрения это свидетельствует о низком профессионализме чиновников принимающих решения в подобном стиле. Мы не получили никаких объяснений ни от нашего Михаила Ильича, ни от Департамента образования Москвы, ни от управляющего совета школы. 

У нас полное ощущение, что директора «убрали» исподтишка. Мы встаем на защиту, поскольку у нас и у наших детей за эти два года сформировалось прекрасное отношение к «Случу Ильичу», как директора школы называют дети.

Мы самостоятельно познакомились с публичными заявлениями предлагаемого кандидата на пост директора 57-й школы — Вахнеевой Анны Алексеевны. К сожалению, они не соответствуют традициям и ценностям 57-й.

Для нас дух 57-й школы — это главная причина, по которой мы стремимся в школу и проходим конкурсы при поступлении. Мы хотим, чтобы приказ о назначении отозвали, а также чтобы нам публично объяснили необходимость смены директора. Нового директора нужно назначить при необходимости – с учетом мнения преподавательского состава и пожеланий родителей.


Наталья Иванова

Мой ребенок учится в этой школе, многие мои друзья учились в этой школе. На мой взгляд, это была единственная школа, в которой почти все ученики — из семей, которым не безразлично всестороннее развитие.

«Дух школы» – здесь не пустое словосочетание. Детей действительно любили и любят сейчас учителя. В детях видят личность, а не относятся к ним, как к серой массе.

Учителя погружены в проблему образования и, что очень важно, в вопросы разностороннего развития личности наших детей. В школе были огромные проблемы в 2016 году. Казалось, что все пришло в норму, но пятница 13-е вновь дестабилизировала обстановку в школе. У нас очередная революционная ситуация. Личность вновь назначенного директора вызывает массу вопросов. Родители обеспокоены тем, что рухнут наши традиции и устои. Раньше, когда назначался директор школы, его выбирали из людей системы 57-й школы, а сейчас назначили человека извне, что и вызывает такую обеспокоенность.

Текст и фото: Ани Оганесян

«Мы ощущали себя героями фильма про рейдерский захват». Что думают родители про смену директора в 57-й школе: 1 комментарий

  1. В городе Москве в Троицке на улице Школьной находится Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей города Троицка». Еще раз обращаю внимание — в городе Москве есть муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ! Что мешает находящейся в городе Москве 57-й школе стать муниципальным автономным общеобразовательным учреждением ? А мешает только одно ! Мешает всего лишь то, что муниципальные депутаты муниципального округа Хамовники так до сих пор и не обратились в Конституционный Суд РФ с требованием разобраться с тем насколько действующий в Москве закон о местном самоуправлении соответствует Конституции РФ и не ущемляет ли он права жителей, предусмотренные в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ? В преамбуле этого Федерального Закона прямо указано, что: «Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления». Если бы в Москве действовал не местный закон, а указанный выше Федеральный Закон, то 57-я школа могла бы стать автономной, а ее директор назначался бы при участии органов местного самоуправления и значит такой ситуации, которая описана в выше приведенной статье просто бы не возникло. Депутаты МО Хамовники совсем недавно приняли Решение от 12 марта 2020г. №5/2 «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации», но не по вопросу местного самоуправления. Что же в таком случае вот уже два с половиной года (с момента их избрания) мешает им добиваться в Конституционном Суде РФ того, чтобы на всей территории Москвы ввели в полном объеме в соответствии с Конституцией РФ в действие Федеральный Закон с тем чтобы по всей Москве появились муниципальные школы, муниципальные поликлиники, муниципальные музеи и т.д. ???? Если бы депутаты добились бы положительного решения этого вопроса, то им не пришлось бы писать постоянные депутатские запросы, то по поводу закрытия какой-нибудь поликлиники, то по поводу ущемления имущественных прав какого-либо культурного центра-музея …
    «Уча других, мы учимся сами».
    Луций Анней Сенека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *