«Приходится быть готовым к нестандартным ситуациям». В Хамовниках пройдет ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок»

23 мая в кинотеатре «Фитиль» на Фрунзенской набережной стартует ежегодный международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок». В прошлом году его открытие в Санкт-Петербурге сорвал депутат Виталий Милонов. Ирина Меркулова пообщалась с организаторами ЛГБТ-фестивалей и популяризаторами квир-культуры в России Дарьей Железновой и Сашей Семеновой об истории этих фестивалей, важности репрезентации ЛГБТ-людей в кино и стратегии присвоения слов. 


Дарья Железнова, организатор ЛГБТ-кинофестиваля “Бок о Бок”

— В Петербурге в прошлом году вы отметили 11-летие. А какой по счету фестиваль открывается в Москве?

— В Москве будет восьмой по счету “Бок о Бок”. Первые московские гастроли фестиваля состоялись в 2012 году, и каждый год мы показываем в Москве немного сокращенную программу питерского фестиваля, который обычно длится 10 дней.

Мы отбираем лучшие фильмы, чтобы уместить их в четыре дня фестиваля в Москве. 

— Как происходит отбор фильмов на фестиваль?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в голову программной директорки (обе героини текста используют в своей речи феминитивы — прим.авт.) “Бок о Бок” Менни де Гуэр. Составлением программы полностью занимается она. Режиссеры и дистрибьюторы могут сами подать заявку на участие их фильма в кинофестивале, а также Менни отсматривает огромное количество лент, представленных на мировой фестивальной сцене. 

В итоге у меня всегда загораются глаза, когда я впервые вижу список фильмов, которые мы будем показывать. Это всегда непохожие друг на друга, интересные и актуальные для российского контекста фильмы.

Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост”

— Фильм открытия — это “Неправильное воспитание Кэмерон Пост”. Расскажи, пожалуйста, об этом фильме.

“Неправильное воспитание Кэмерон Пост” — это история взросления и поиска семьи. Под семьей я понимаю группу людей, которые принимают и любят тебя безоговорочно. У главной героини фильма Кэмерон в начале фильма такой нет. Более того, ее пытаются насильно переделать, внушить ей, что только изменив самой себе, она будет достойна любви и уважения. 

Постепенно Кэмерон обретает веру в себя и свою индивидуальность. Это мастерски выверенный и в то же время очень живой и ироничный фильм с универсальным посылом, который отзывается не только в подростках, как можно было бы предположить.

Показ в Санкт-Петербурге побил рекорды по количеству зрителей, поэтому в Москве мы запланировали два сеанса, между которыми состоится встреча с писательницей Эмили Дэнфорт, которая написала роман, вдохновивший этот фильм.  

— Какие твои фавориты этого фестиваля?

— Я люблю восполнять свои пробелы по “матчасти”. В этом плане лучший фильм программы этого года — это документалка про женщин в режиссуре “Дайки, камера, мотор!”. Можно пополнить свой список фильмов, обязательных к просмотру, еще по крайней мере двадцатью названиями. 

За актерскую игру не могу не упомянуть “Счастливого принца” и “Наследниц”. На фестивале в Питере мне удалось познакомиться и с Рупертом Эвереттом, и с Аной Брун, которые исполняют главные роли в этих фильмах и совершенно не похожи на своих героев. Этот тот случай, когда на экране оживает совершенно цельный и независимый от актера или актрисы персонаж. Это восхищает. 

— С какими трудностями вы сталкиваетесь при организации фестиваля и в процессе его проведения?

— Нам нужно строго следовать букве закона, а именно проверять у всех зрителей документы (иногда дважды), ведь мы не можем пустить на фестиваль никого младше 18 лет. Зрители, правда, всегда с пониманием относятся к этому. 

Есть сложности и с выбором площадок: некоторые кинотеатры не готовы сотрудничать с нами, хотя мы официально вошли в перечень кинофестивалей, утвержденном Министерством культуры на 2019 год. В целом нам приходится всегда быть готовым к нестандартным ситуациям, потому что, к сожалению, силовые структуры не готовы защищать нас от неправомерных провокаций. 

— У многих, не знакомых с традицией подобных фестивалей в других странах, возникает вопрос – зачем делать отдельный ЛГБТ-кинофестиваль? Как бы ты ответила на него?

— ЛГБТ-кинофестивали нужны для того, чтобы показать разнообразие кино, которое делается ЛГБТ-людьми и на ЛГБТ-темы. В любом “неспециализированном” фестивале большинство фильмов будут транслировать сюжеты и взгляды гетеросексуального большинства, которое как любая доминирующая сила вытесняет инакомыслие на периферию. 

На нашем и других тематических фестивалях опыт квир-людей и их истории занимают центральное место.

Зачастую для рассказа об этом специфическом опыте нужно изобретать новый язык и использовать новые художественные средства, что делает ЛГБТ-искусство самоценным культурным явлением. 

— Будет ли на фестивале доступная среда?

— Да, на обеих площадках — в киноклубе “Фитиль” на Фрунзенской набережной и в пространстве “Таблица” на Менделеевской — будет безбарьерный доступ в зал просмотра. К сожалению, исключение составляет туалет: в “Фитиле” он находится на втором этаже, а в “Таблице” в него ведет узкая дверь. 

Все фильмы будут демонстрироваться с русскими или английскими субтитрами, а дискуссии после фильмов будут сопровождаться сурдопереводом. 


Саша Семенова, организатор петербургского КвирФеста в 2009-2013 годах

— Саша, откуда берет начало традиция ЛГБТ-кинофестивалей?

— ЛГБТ-кинофестивали появились в США в 1970-х годах, примерно в одно время с правозащитными, феминистскими, экологическими и прочими “активистскими” кинофестивалями, которые стали результатом возросшей политической активности студентов и студенток, феминисток второй волны, геев и лесбиянок в 1960-х. Первые кинофестивали были исключительно гейскими. 

— Сколько сейчас насчитывается подобных кинофестивалей?

— Во всем мире их около 400 (включая те, что уже не проводятся), да и число букв и знаков в аббревиатуре ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) продолжает расти (используют варианты ЛГБТИ с добавлением интерсекс-людей и ЛГБТИК с добавлением квир-людей — прим.авт.)

На таких кинофестивалях может быть представлено как независимое кино, так и мейнстримные фильмы. 

Открытие фестиваля «Бок о бок» в Санкт-Петербурге 24 октября 2018 года сорвал депутат Виталий Милонов

— Зачем они вообще нужны?

— Поначалу основной задачей ЛГБТ-кинофестивалей была защита прав геев, а позднее и лесбиянок, бисексуальных и транс-людей.

Отдельный фестиваль, где на экране появляются ЛГБТ-люди и заявляются актуальные для сообщества темы, был важен не только как возможность репрезентации маргинальных групп, но и как (относительно) безопасное пространство в гомофобном и трансфобном обществе. 

— Сейчас на Западе многое изменилось. С 1990-х годов появился ряд фильмов с героями-геями, успевшими стать мейнстримом, и гей-сообщество демаргинализировалось. Поменялись ли задачи кинофестивалей?

— Да, начиная с середины 1990-х, их задачи в Западной Европе и США постепенно меняются. Действительно, тематика перестает быть маргинальной: заключаются однополые браки, мейнстримные фильмы включают в себя гомосексуальных и транссексуальных героев и героинь, а ЛГБТИК-кино показывают на «обычных№ кинофестивалях. 

Сегодня на ЛГБТ-фестивали зрители чаще всего ходят для того, чтобы ощутить себя частью сообщества, увидеть негетеросексуальных героев и героинь — что до сих пор редкость — и пообщаться с режиссерами.

Фестиваль «Бок о бок» в Санкт-Петербурге в 2018 году

— А что с Россией?

— В других частях мира, в том числе и в России, правозащитная цель ЛГБТ-кинофестивалей остается ведущей. Что не отменяет, конечно, и радости быть “среди своих” и сопереживать таким же, как ты, героям и героиням. 

Международный ЛГБТ-кинофестиваль “Бок о бок”, проходящий в России с 2008 года, — очень важное для прав ЛГБТ событие, которое в последние годы регулярно находится под угрозой срыва и атак со стороны гомофобов, правых группировок и полиции. 

— Это ЛГБТ-кинофестивали. А что с фестивалями квир-культуры?

— Квир-фестивали являются в первую очередь местом, где собираются и обмениваются идеями активистки и активисты. Выставки, перфомансы, литературные чтения, концерты, воркшопы, вечеринки создают уникальную атмосферу, где люди из разных городов и стран знакомятся, обсуждают политику, придумывают акции… 

И конечно, носят самые экстравагантные наряды, веселятся, находят друзей и подруг, любовников и любовниц.

Поскольку большинство квир-фестивалей организуются по принципу “сделай сам”, могут проходить в сквотах и не особенно рекламируют себя для широкой публики, точное число их неизвестно.

Именно такие события поддерживают и сохраняют квир-культуру: разнообразную, маргинальную, революционную.

— Что вообще значит “квир”?

— Слово “квир” (queer) долгое время использовалось в английском языке как уничижительное для обозначения различных “сексуальных девиаций”. В конце 1980-х годов американские активисты и активистки, отвергающие ЛГБТ-политику идентичностей, присвоили его в качестве самоназвания. 

Можно сказать, что квир стал новым политическим движением, или скорее, территорией свободы от диктата сексуальных и гендерных идентичностей.

С приходом “квир-теории” в академию слово это приобрело отчетливый оттенок интеллектуальности и элитизма, в особенности в Европе. Тем не менее, в некоторых странах квир-активисты, активистки и группы — до сих пор часть левых и антиавторитарных инициатив вне каких-либо институций.

— Как происходит процесс “присвоения слов”?

— О присвоении лексики хорошо сказала героиня советского фильма Аян Шахмалиевой “Это было у моря” (1989), Света Дзугутова (в исполнении Ники Турбиной  — прим. авт.), которая возглавила восстание девочек против воспитательниц и руководства интерната для детей со сколиозом позвоночника. Света читает воззвание, которое заканчивается словами:

“Довольно терпеть

Беззаконье и хамство,

Долой ненавистное

Нам тиранство!

Вашей жалости

Нам не надо

Горбатые —

На баррикады!”

Когда из толпы крикнули, что слово “горбатые” надо заменить, Света ответила: “Не надо! Если бы о нас говорили чужие, было бы обидно. А так — мы сами о себе”.

Дать чему-то имя — значит обрести над этим власть. Присвоение оскорбительных наименований в качестве самоназвания начинается как вызов и бравада одного (одной) или нескольких человек. 

Если за этим жестом последует волна сопротивления сплоченного сообщества, то такое слово станет источником силы для восставших. Его нельзя будет больше использовать для контроля угнетенной группы. Так группа обретает власть над источником боли.

— В чем отличия КвирФеста от ЛГБТ-кинофестиваля?

— Он имеет свою специфику: на протяжении десяти лет организаторы и организаторки совмещают формат и дух квир-фестивалей и правозащитные задачи.

Широкая публика ходит на выставки, лекции и концерты для развития толерантности к стигматизированным группам, в то время как ЛГБТ и квиры празднуют такую редкую возможность побыть вместе, публично выступить и сделать городское пространство чуть-чуть более квир.


Программа фестиваля в «Фитиле»

23 мая

19:00 Игровой фильм «Неправильное воспитание Кэмерон Пост

20:40 Открытие кинофестиваля и встреча с писательницей Эмили М. Дэнфорт

21:50 Игровой фильм «Неправильное воспитание Кэмерон Пост

24 мая

19:00 Игровой фильм «Счастливый принц»

21:15 Игровой фильм «Жест, означающий любовь»

22:30 Встреча с режиссерами

автор: Ирина Меркулова

«Приходится быть готовым к нестандартным ситуациям». В Хамовниках пройдет ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок»: 2 комментария

  1. Ну, во-первых на сайте «Фитиля» размещено объявление о том, что: «Киноклуб Фитиль уходит на «каникулы» в период с 01.05.2019 по 31.08.2019″.
    А во-вторых депутаты Совета депутатов муниципального округа Хамовники приняли Решение от 18 апреля 2019 г. № 6/10 «О внесении изменений в решение от 15 ноября 2018 года №20/7 «Об утверждении Плана местных праздников, местных праздничных и иных зрелищных мероприятий в муниципальном округе Хамовники на 2019 год». В этом решении депутаты запланировали на территории района для жителей следующие четыре мероприятия в первом полугодии: Патриотическое мероприятие «Без прошлого нет будущего», Фестиваль «Московский конструктивизм в Хамовниках», Лекции об архитектуре конструктивизма в Хамовниках, Экскурсии по памятникам конструктивизма в Хамовниках. Правда ещё в течении года депутатами запланировано до 15-ти лекций под названием «Дни открытых лекций для жителей Хамовников», которые должны проводить досуговые клубы, обеспечивая до 70 жителей на каждой лекции.
    Однако на сайте муниципального округа Хамовники так до сих пор и не появилась информация о том, входит ли встреча с писательницей и режиссерами на вышеуказанном фестивале в «Фитиле» в число этих 15 лекций, на которые могут прибыть до 70 жителей Хамовников ?
    Может депутаты тоже решили уйти на «каникулы» от этого вопроса !?!

  2. И в третьих. Депутаты могут упустить уникальный шанс, который самым неожиданным образом даёт им Управа района. Совет депутатов принял Решение от 16 мая 2019 г. № 8/10 «Об обращении управы района Хамовники ХМ-13-385/9 от 30.04.2019 г. об участии представителей Совета депутатов в составе конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса социальных программ (проектов) по организации досуговой и социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях находящихся в оперативном управлении управы района Хамовники города Москвы». В пункте 3 этого Решения говорится: «Предложить Управе района Хамовники отказаться от проведения конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) … в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы …».
    Как можно отказываться от помещений в Хамовниках ? Неужели какое-нибудь высвободившееся помещение нельзя предложить под новый социальный проект ?? Вот например Совет депутатов принял 05 сентября 2017 г. Решение № 11/2 «О согласовании квартального плана мероприятий на 4 квартал 2017 года по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства на территории района Хамовники». В Приложение Приложении к этому Решению упоминается например Некоммерческое Партнерство «Клуб генералов силовых и правоохранительных органов» которое проводило в 2017 году следующие мероприятия: «Организация мастер-класса по собиранию букета из конфет для учителя- в рамках проекта «Мост в будущее» — посвящается Дню учителя. 03.10.2017 16.00-18.00 Чистый пер., д. 6. Мастер-класс НП «Клуб генералов силовых и правоохранительных органов». Организация мастер-класса по собиранию букета из конфет для учителя- в рамках проекта «Мост в будущее» — посвящается Дню учителя 12.10.2017 16.00-18.00 Чистый пер., д. 6. Воспитание молодежи. Свободное. бесплатно.Все возрастные категории. НП «Клуб генералов силовых и правоохранительных органов».
    Но вот в Приложении 2 к Решению от 16 мая 2019 г. № 8/10 в Перечне социально ориентированных некоммерческих организаций заключивших по итогам конкурса на безвозмездной основе договоры с Управой района Хамовники» это некоммерческое партнерство уже не упоминается. Однако помещение по адресу — Чистый пер., д.6 должно было остаться в собственности города Москвы.
    Так почему же это помещение теперь в качестве ответа на обращение Управы не передать на основании договора другому некоммерческому партнерству для реализации социальных программ (проектов) ЛГБТ ???
    «Шанс не кричит о себе — он всегда рядом и тихонько ждет, чтобы ты его заметил».
    Сенека Луций Анней — ( 4 г.до Р. Х. — 65 г. от Р.Х., также Сенека Младший в отличие от отца, известного философа Сенеки Старшего) — римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *