Выставка «РайON.0» о московских окраинах будет работать в Музее Москвы до конца лета и кроме «исторических артефактов спальных районов» включает в себя вечерние экскурсии по московским окраинам, перформансы, дискуссии и лекции. Организаторы обещают «первый в России вертикально-ориентированный кинозал и экспериментальный контент, предваряющий революцию в индустрии медиа и развлечений». Ирине Меркуловой выставка понравилась не слишком — в отличие от публичной дискуссии о московской реновации и панельной архитектуре.
Две инсталляции
Выставка рассказывает не столько о внешнем облике района, сколько о разных составляющих быта его жителей — материнстве, мусоре, коммуникации. Это закономерно, поскольку сам этот быт уже давно стал прошлым, появилась дистанция, чтобы его осмыслить.
Сами же микрорайоны никуда не делись, в них живет каждый, что еще больше отдаляет нас от осмысления главной проблемы разрастания «человейников» — экономического неравенства. Хотя напрямую эту тема не поднимается ни в одной из работ на выставке.
Из всех произведений ярко выделяются две инсталляции: «Изоляция материнством» Алины Бровиной (она по совместительству является одним из кураторов выставки) и уже отдающая плесенью хлебная инсталляция Екатерины Злой «Здесь можно официально батониться«.

Материалом для последней служат булки белого хлеба (из него сделаны кресло, рама телевизора и стол), что неизбежно отсылает к теме еды, которую уничтожают каждый день рестораны, кафе и магазины. Треть еды уничтожается в мире ежегодно, сотрудники ресторанов и кафе обязаны выбрасывать то, что не продали.
Телевизор внутри инсталляции бесконечно воспроизводит рекламу хлеба: необъятные ржаные поля, радостные светловолосые цисгендерные семьи с улыбками на лицах и бутербродами с шоколадной пастой в руках, ряды хлеба в супермаркетах, авторитетный консультант в костюме, вещающий на фоне заполненных хлебом стеллажей. Хлеб, хлеб, хлеб.
С одной стороны — это остроумное обыгрывание ставших крылатыми строк «Десятой сатиры» Ювенала о хлебе и зрелищах, с другой, по словам художницы, —это скрытое стремление к пассивности, таящееся в мечте о своем уютном уголке.

Инсталляция «Изоляция материнством» представляет собой позднесоветскую оконную раму, подобную решетке тюрьмы. Через нее видны однообразные панельные дома. Родившая без достаточной финансовой и социальной опоры женщина оказывается в быту как в тюрьме, где помимо обслуживания другого не остается ничего кроме изучения пейзажа и происходящего в окнах напротив.
Пожалуй, самое интересное на выставке — это образовательная программа. И, кажется, она по актуальности и злободневности превосходит саму выставку, которая словно воспроизводит антураж вечеринки с трогательным экскурсом в историю в виде артефактов быта минувших десятилетий. Тут и кеды «два мяча», шапки-петушки из 80-х, советские тетрапаки из-под сливок и молока, термобигуди и даже ноутбук из 90-х.
Дискуссия о реновации
Эту аполитичную оторванность от сегодняшних проблем микрорайонов компенсировала дискуссия, посвященная панельной архитектуре и микрорайону как явлению социальной жизни.
Участвовавшие в ней архитектор Никита Токарев, критик Григорий Ревзин и экономист Юрий Кузнецов затронули в числе прочего и актуальную для Москвы тему реновации.

По мнению Григория Ревзина, сложно говорить о радикальном улучшении микрорайонов, поскольку изначально — это переработанное жилье для рабочих, чье существование ограничивалось домом и фабрикой. По сути, это вариант трущоб, а в трущобах культурных ценностей нет или они скрыты. Несмотря на то, что эти свойства с годами были переработаны и то, что было рабочими окраинами, стало современными микрорайонами, свойства заложены в саму идею и так или иначе будут присутствовать.
Сама по себе идея одновременной аварийности всех домов сразу фантомна, абсурдно относиться ко всем зданиям как к одному объекту, считает Ревзин.
Однако реновация стала возможной, с одной стороны, из-за противоречия патерналистской модели (привычка определенной части горожан получать социальные блага бесплатно и нежелание и невозможность вкладываться финансово в качественную реконструкцию собственного дома), с другой — из-за монополии государства на заключение контрактов и специфики законодательства на владение землей. Государство в Москве — единый собственник, обязанный реконструировать весь город.
По словам Ревзина, в Берлине 90% собственности принадлежит людям, а не государству, а в деле свободы выбора вопрос собственности — ключевой. В странах ЕС частные девелоперы — это кооперативы жителей, и конечно, они не строят себе панельные дома. У нас доминирующий заказчик — государство и девелоперы-монополисты, а граждане — всего лишь покупатели, и до тех пор пока это не изменится, микрорайоны будут воспроизводиться.


Никита Токарев отметил, что последние два года премию Миса Ван дер Роэ получают как раз проекты реконструкции зданий, построенных в 60-х годах. Так, в 2017 году ее получила коллаборация голландских архитектурных бюро NL Architects и XVW Architectuur за реконструкцию подлежащих сносу жилых апартаментов deFlat Kleiburg на окраине Амстердама, а в прошлом месяце премию получила совместная работа нескольких французских архитектурных бюро за реконструкцию комплекса из трех социальных домов в Бордо.
Дискуссия завершилась риторическим вопросом: если изначально микрорайон — идеальное место для матерей, детей и подростков, то не является ли разрастание и навязывание массам именно такой формы существования отражением государства, рассматривающего своих подданных как вечных детей?

Следующее мероприятие — лекция Анны Броновицкой, историка архитектуры ХХ века и директора по исследованиям Института модернизма о новых районах советского модернизма. Она состоится 27 июня. В дни мероприятий вход на выставку с 16 часов бесплатный для тех, кто предварительно зарегистрировался.
Автор: Ирина Меркулова
20 июня состоится очередное заседание Совета депутатов Муниципального округа Хамовники. В повестку дня включен следующий вопрос:
«10. Об обращении в Департамент территориальных органов исполнительной власти г. Москвы относительно статуса общественных советников».
И в вышеприведенной статье этот вопрос предельно точно уточняется:
«Дискуссия завершилась риторическим вопросом: если изначально микрорайон — идеальное место для матерей, детей и подростков, то не является ли разрастание и навязывание массам именно такой формы существования отражением государства, рассматривающего своих подданных как вечных детей?» !
Но если депутаты хотят изменить содержание работы советников, то они должны обращаться к куратору вышеуказанного Департамента то есть к Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителю Аппарата Мэра и Правительства Москвы с вопросом, а могут ли муниципальные депутаты быть одновременно общественными советниками ? И если ответ будет положительный, то Совет депутатов принимает решение о наделении депутатов статусом общественных советников и они начинают контролировать весь район не только по ограниченному кругу вопросов, входящих в компетенцию депутатов, но и по всему кругу вопросов подведомственных общественным советникам в соответствии с Постановлением Правительства Москвы ! И тогда пример с них возьмет вся Москва !!!