В глубине домов между Фрунзенской набережной и Комсомольским проспектом, за высоким забором с редкой колючей проволокой, спрятан «Дом-самолет», одна из жемчужин района Хамовники. Сейчас обветшавший объект культурного наследия готовят к реставрации. Жители и депутаты района не против приведения здания в порядок, но опасаются подземных работ — раньше здесь располагалось конструкторское бюро Минсредмаша, отвечавшего за атомную промышленность СССР. О судьбе «Дома-самолета» рассказывает Дмитрий Сидоров.

Недовольный охранник из своей будки следит за въезжающими на территорию «Дома-самолета» машинами. Встретив его недовольный взгляд, решаю спросить, что это за здание.
— Да тот самый «Дом-самолет», — начинает он, вынося из будки мусор, — 1936 года постройки (на самом деле 1933-34-го — прим. автора).
— Реставрировать будут или снесут?
— Кто ж его знает.

Когда-то «Дом-самолет» был главным павильоном Постоянной всесоюзной строительной выставки. Первый директор выставки Яков Лернер заприметил участок примерно в 20 гектаров, который не застраивали из-за его излишней затопляемости во время половодий. В конце 20-х и в самом начале 30-х годов прошлого века на месте дома была городская свалка, вокруг которой были хаотично расставлены жилые дома и огороды.
Лернеру предстояла сложная работа по созданию полноценной выставки, функционирующей при Государственном научно-экспериментальном институте гражданских, промышленных и инженерных сооружений (ГИС). Институт создали в 1927 году как центр по изучению вопросов строительства в СССР и среди прекрасных архитекторов, работавших в нем, были легендарные Борис Иофан, Моисей Гинзбург и Алексей Щусев.
Свою первую экспозицию ГИС открыл в Парке Горького в 1929 году, а остальные здания были разбросаны по всей Москве. Тогда же появилась идея перенести ГИС из Парка Культуры в Хамовники, а павильоны сделать постоянными.
В 1931 году Лернер закрепляет за собой территорию около Фрунзенской набережной, после чего началось ее преобразование в строительную выставку. Генплан разрабатывал репрессированный в 1938 году архитектор Генрих Людвиг в созданном весной того же года проектном тресте Госпроектстрой-2, специализировавшимся на строительстве зданий для ВПК.

В 1933-34 годах по проекту архитектора Лященко был построен тот самый «Дом-самолет». В течение нескольких лет планировалось полностью перестроить и расширить территорию выставки, чтобы провести там «Индустрию социализма» — грандиозное художественное мероприятие, приуроченное к 20-летию установления советской власти.
Грандиозным планам не удалось сбыться, в том числе, из-за самоубийства в феврале 37-го года члена политбюро ЦК ВКП(б), первого наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, курировавшего строительную выставку.
Хотя «Индустрия социализма» в павильоне-таки заработала, во второй половине 40-х годов ансамбль зданий выставки был нарушен — часть павильонов разобрали, началась застройка территории.
При Хрущеве территория выставки перешла в управление Академии строительства и архитектуры, потеряв автономию, а в 1958 году ее объединили с сельскохозяйственной и промышленной выставками, создав ВДНХ.
Надобность в главном здании строительной выставки на Фрунзенской отпала окончательно, и туда переехали научно-исследовательский институт «Изотоп» и конструкторское бюро Министерства среднего машиностроения.
«Дом-самолет» отгородили высоким забором, вместо сквера, ведущего к нему, было построено двухэтажное административное здание для нужд Минсредмаша. С этого момента начинается радиоактивная история здания.
Министерство среднего машиностроения отвечало за атомную промышленность СССР, в том числе, конструкторские бюро и институты министерства разрабатывали ядерные боезаряды. В их ведении, например, находились город Арзамас-16 и Курчатовский институт.
Шли годы, и в 2013 году московские власти решили «Дом-самолет» реставрировать, но напоролись на противодействие жителей.
В начале прошлого года мэрия в очередной раз взялась за реконструкцию объекта культурного наследия. Первым делом, в ноябре 2019 года была завершена экспертиза, согласно которой под зданием появятся парковка и фудкорт.
«Мы обнаружили в акте ГИКЭ сведения о том, что планируется вырыть подземную парковку. В акте это написано таким образом, как будто эти подземные помещения уже есть. На самом деле, их нет. Это выставочный объект, он не строился с подземными этажами», — рассказала МОХ муниципальный депутат Хамовников Александра Парушина.

Из-за того, что практически все документы, оставшиеся со времен Минсредмаша, до сих пор находятся под грифом «секретно», нельзя точно говорить о том, чем занимались организации, располагавшиеся в этом здании.
Тем не менее, основания опасаться реконструкции у жителей Хамовников, а в перспективе и всей Москвы, есть.
Нынешние владельцы здания из ОАО «Оргмонтажпроект» говорили Парушиной, что в «Доме-самолете» проводились некие подводные эксперименты. Ради этого там якобы даже сделали бассейн, в который спускали железные модели кораблей. В 2013 году, в ответ на запрос Парушиной, «Оргмонтажпроект» тем не менее утверждал, что никаких радиоактивных излучений вокруг здания нет.
Однако анализ проводился лишь на поверхности, и неизвестно, что скрывается под землей, которую придется рыть ради строительства подземного паркинга. Корреспонденту МОХ дать комментарии в «Оргмонтажпроекте» отказались.
Между тем в прошлом году экологические активисты обнаружили, что строительство моста Юго-восточной хорды, который, по проекту, соединяет районы Москворечье-Сабурово и Печатники, затронет радиоактивное захоронение отходов, оставленное Московским заводом полиметаллов. Этот завод, как и КБ, располагавшееся в «Доме-самолете», входил в ведомство Минсредмаша. Нет никаких гарантий, что под землей в Хамовниках нет похожего радиоактивного захоронения.

Ни соседи, ни муниципальные депутаты не высказываются против реставрации прекрасного объекта позднего авангарда, но опасаются именно подземного строительства. Тем более, что парковочных мест в этой части района хватает, и нужда в подземном паркинге — надуманная, считают они. «Жители за реставрацию, но против «рытья». К тому же много раз уже было так, что под реставрацией подразумевается реконструкция», — говорит Парушина.
Пока реставрация «Дома-самолета» так и не началась — после возмущенных писем жителей об отсутствии в нем подземных этажей, решено было провести повторную экспертизу.
автор: Дмитрий Сидоров
Ровно год назад Совет депутатов МО Хамовники принял Решение от 14 февраля 2019 года № 2/10 «Об обращении граждан в связи с информацией о работах по адресу 1-я Фрунзенская ул., 3а (Объект культурного наследия Главный павильон ПВСВ «Дом-самолет»)». В п.1 Решения говорилось о: «Сохранение объекта культурного наследия … исключающих устройство каких либо сооружений под ОКН и на его территории, в том числе гаражей, стоянок и тому подобных объектов …». Любой, кто внимательно следит за работой Совета депутатов наверняка обращает внимание на то, что регулярно особую обеспокоенность депутатов вызывают вновь возводимые и реконструируемые здания проекты которых предусматривают наличие подземных гаражей. Одновременно с этим почти на каждом заседании Совета депутаты согласовывают установку шлагбаумов во дворах, благодаря которым эти дворы превращаются в стоянки для личного автотранспорта. Формально эти стоянки бесплатные, но фактически платить надо за установку шлагбаума, за его техническое обслуживание, за ремонт, за диспетчеризацию и т.д. и т.п. И нередко для «инициативной группы», которая занимается таким шлагбаумом этот самый шлагбаум становится предлогом для бесперебойного получения денежных средств с жителей дома проезд в который перекрывает этот шлагбаум. А теперь представьте себе ситуацию, когда вдруг в соседнем реконструируемом доме открывается подземный гараж в котором хватает мест и для жителей соседних домов. И вот жители соседних домов перемещают свои машины в этот гараж и перестают платить «инициативной группе» за шлагбаум. А еще представьте себе ситуацию, в которой построен новый дом с подземным гаражом, который вмещает все машины жителей этого дома и получается что такому дому вообще не нужен шлагбаум, а значит и нет необходимости обращаться к депутатом за согласованием установки шлагбаума. Именно поэтому не стоит удивляться тому, что там где появляется «угроза» создания подземного гаража (да и надземного тоже), там сразу появляются «обеспокоенные жители». А депутаты просто обязаны реагировать на обращения своих избирателей, выражающих беспокойство.
«Когда амбары и хранилища наполнены, то народ понимает ритуал и правила, когда одежда и пища в достатке, то народ понимает разницу между славой и позором.»
Гуань цзы (Гуань-цзы. — 管子 один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном IV–III вв. до н. э.)