В Литературном музее на Зубовском бульваре (дом Любощинских-Вернадских) проходит сразу три выставки: «Живите так, как вас ведет звезда…», посвященная 125-летию Сергея Есенина, «Чеховская Москва» и «Чехов, Бунин и Куприн. Судьбы скрещенья» сразу про трех русских классиков. Дарья Чернышева сходила на все выставки и рассказывает, что интересного можно на них увидеть.
«Есенин: Живите так, как вас ведет звезда»

Шестьдесят пять лет назад в Литературном музее на Якиманке была развернута небольшая выставка. Музей отмечал шестидесятилетие со дня рождения Сергея Есенина. До нас дошла книга отзывов посетителей той выставки с такими отзывами: «Наконец-то, наконец-то устроили выставку величайшего национального поэта», «Кто жил в годы творения Есенина, знает о Есенине гораздо больше, чем ему расскажет эта формальная выставка» или «Понятно, что после стольких лет это показался первый уголок самородка, который заброшен в мусор времени».
С имени Есенина тогда только-только снимали запрет.
Сейчас Литературный музей отмечает 125-летие со дня рождения Есенина выставкой «Живите так, как вас ведет звезда…«. Над головами посетителей Литературного музея на Зубовском бульваре раскинулось звездное небо. Первый зал, повествующий о детстве поэта в селе Константиново, встречает нас пением птиц. В других залах есть, например, восстановленный на компьютере портрет поэта работы художника Григорьева, звучит монолог Хлопуши из поэмы “Пугачев” в исполнении самого Сергея Есенина. На экране — кинохроника про Есенина в Москве 1918 года.
Биография поэта известна хорошо, поэтому создатели экспозиции отказались от привычного сюжета «родился-учился-женился» и взглянули на жизнь Есенина как на события космического масштаба, а экспозицию представили как спектакль. Многие сцены которого носят космические названия: «Млечный путь» (преображение городом), «Небесный барабанщик» (поэт и революция), «Кольцо Венеры» (женщины в жизни Есенина), «Темная материя» (последний период его жизни).

Невозможно равнодушно смотреть на телеграммы Айседоры Дункан с гастролей, адресованные любимому мужу. «Очень грустно без тебя. Надеюсь, скоро приедешь сюда. Навеки люблю, Изодора», — писала она из Кисловодска.
Еще один удивительный документ — два автографа на одном маленьком листе бумаги. Это записка Есенина Блоку с просьбой о встрече: Есенин хотел представиться крупнейшему поэту России начала века. Встреча состоялась, Есенин читал свои стихи. Блок оставил комментарий: «…Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные…»
Выставка продлится до 4 марта 2021 года
«Чехов, Бунин и Куприн. Судьбы скрещенья»
В центре зала витрина, в которой нет экспонатов. В обрамлении обрывков газет, в которых можно прочитать Манифест об отречении императора Николая Второго или сообщение о смерти Ленина — видеоролик об эпохе революции с примерами публицистики той эпохи. На газетах — осколки бутылки как символ разбитой человеческой жизни.
Еще одна находка художника Филиппа Виноградова — три светящиеся линии, которые бегут по стенам и иногда пересекаются. Это линии жизни трех писателей — Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна.

В этом году отмечается 160-летие Чехова, а также 150-летия Бунина и Куприна. Литературный музей отмечает это событие выставкой «Чехов. Бунин. Куприн. Судьбы скрещенья”.
Бунин и Куприн — соперники в литературе, дружившие в России и жившие по соседству в Париже, с Чеховым были хорошо знакомы и воспринимали его как учителя. Молодые писатели немало времени провели в его доме в Ялте. Куприн назвал тот дом Белой Дачей. Бунин даже жил здесь, когда хозяина не было дома. Чехов показал его рассказ жившему в это время в Крыму Льву Толстому, и смерть Антона Павловича в 1904 году была страшным ударом для обоих друзей.
В Париже Бунин и Куприн печатались в одних изданиях, радовались Нобелевской премии Бунина. Иван Алексеевич делился ею с другими писателями-эмигрантами, немалую сумму получил и Куприн.
Но вот и вторая линия оборвалась — в 1938 году не стало Куприна. Бунин остался один, и на выставке можно увидеть пленку, как он отмечает 80-летний юбилей.

В витринах на выставке — автографы, фотографии, прижизненные издания; любой экспонат можно рассмотреть, увеличив его изображение. Завершает экспозицию известная фотография старика Бунина, сидящего на скамейке. Посетители могут присоединиться к нему.
Выставка продлится до 21 декабря 2020
«Чеховская Москва»
Кто из нас не помнит фразы «подъезжая к станции у меня слетела шляпа» или выражения «лопай, что дают» и «на деревню дедушке»! Хотя иногда и забываем, кто их придумал, кто ввел в русский язык.

В совсем маленькой комнатке, быть может, служившей когда-то чуланом, на стенах — цитаты из произведений Антона Павловича Чехова. О человеке, в котором все должно быть прекрасно, о грязи, от которой нельзя требовать, чтобы она не была грязью, о нужных в творчестве новых формах…
В маленьких шкафчиках лежат знаки его творчества: вишня, которую сушили, мочили, мариновали, «многоуважаемый шкаф», желтые ботинки Лопахина, ткань для розового платья и зеленый пояс Наташи, корзиночка со степными травами, запах которых вдыхает мальчик Егорушка, а над головой — облако-рояль…
Это кабинет художественных деталей и крылатых фраз писателя, призванный напомнить посетителям Литературного музея про находки Чехова.
На Зубовском бульваре, в центральном здании Литературного музея, с 15 июля работает выставка «Чеховская Москва». Антон Чехов впервые приехал в Москву семнадцатилетним юношей — на пасхальные каникулы, повидать родных. Два года спустя он подавал прошение о приеме его на медицинский факультет Московского университета, и очень скоро студент Чехов признавался: «Я навсегда москвич».

Выставка повествует о судьбах родных Чехова, а все они в большей или меньшей степени были связаны с Москвой. Здесь можно увидеть воссозданные кабинет и гостиную из дома Чехова, можно увидеть трогательные вещицы: подсвечники, подаренные, по легенде, родителям писателя на свадьбу, чепец его матери. В воссозданной гостиной есть живопись брата писателя Николая Павловича.
На стенах — фотографии окружавших писателя людей: медиков, литераторов, журналистов и обложки юмористических журналов, в которых начинал Антоша Чехонте. Еще один зал повествует о пьесах Чехова в московских театрах конца XIX-начала ХХ века.
Очень ценные экспонаты — фотографии Москвы чеховского времени. С именем писателя в Москве было связано более пятидесяти адресов, но далеко не все здания сохранились.
Счастье, что уцелели фотографии Москвы той эпохи, за что мы должны быть благодарны банкиру Николаю Александровичу Найденову.
Этот человек, дядя писателя Алексея Ремизова, занимался краеведением и задумал издание серии фотоальбомов Москвы. Осуществил его замысел фотогравер Альберт Иванович Мей, владелец фотографической фирмы «Шерер.Набгольц и К.» Два альбома серии «Москва: соборы, монастыри и церкви» были изданы в 1882 и 1883 годах.