Московские власти не собираются останавливать уничтожение бывшего фабричного общежития на Саввинской набережной. Дом, известный уникальным портретом Германа Гессе на фасаде, пытаются спасти жители соседних домов и московские депутаты. Артем Александров рассказывает о попытках включить здание в реестр объектов культурного наследия. В движении «Архнадзор» напоминают, что для спасения домов с уникальными граффити, мозаиками или фресками нужно менять законодательство.
В одной из своих известнейших книг «Игра в бисер» Герман Гессе писал, что произведения искусства — «всякий раз суть освобождение от рабства времени, прыжок человека из грязи своих инстинктов, из своей инертности в другую плоскость, во вневременное, разрешенное от времени, божественное, всецело внеисторическое и враждебное истории бытие».
Московские власти и застройщики намерены в скором времени отправить во «вневременное бытие» и портрет самого Гессе.
Лицо немецкого писателя красуется на стене здания бывшего общежития фабрики «Московский шелк», расположенного на Саввинской набережной. Портрет в 2008 году нанес известный португальский художник Александр Фарто, он же Vhils. Рисунок был создан фирменным методом португальца — барельефной резьбой. Сначала Фарто с помощью строительных инструментов выбил на стене контуры портрета, затем нарисовал по ним лицо Гессе.

Само здание пустует — людей из общежития расселили. Согласно градостроительному плану, дом собираются снести и построить на его месте отель с подземным паркингом. Депутаты района Хамовники отправляли запрос о статусе общежития в Департамент градостроительной политики Москвы, где ответили, что этот дом 1907 года постройки сильно изношен (более 70%) и не является объектом культурного наследия или исторически ценным объектом.
Московские власти не считают, что портрет художника Vhils придает общежитию какую-либо ценность.
С этой оценкой согласны не все — в конце марта местные жители выстроились в «живую цепь» около здания. «Старожилы вспоминают, как они бегали в кино в клуб имени Свердлова, располагавшийся в этом доме. Это всегда было очень популярное место в Хамовниках. Сегодня это красивое и прочное здание не только не утратило архитектурной и культурной ценности, но прибавило в ней [из-за Фарто]. Этот объект подлежит безусловной консервации, реставрации и сохранению», — считает Наталия Гетьманенко, жительница 531-го квартала Хамовников, где находится дом с портретом Гессе.
Ранее депутат Мосгордумы от партии «Яблоко» Сергей Митрохин и муниципальный депутат Хамовников Андрей Воронков подали в Департамент культурного наследия заявление на включение дома на Саввинской набережной в реестр объектов культурного наследия.

С тех пор Митрохину дважды возвращали заявку обратно, указывая на ее недочеты. 14 апреля депутат снова подал заявку и рассчитывает, что на этот раз она будет принята.
«Дальше в течение девяноста дней (время рассмотрения заявки — прим. МОХ) никто ничего не может делать с этими зданиями. Будем держать в курсе и надеяться, что Департамент вынесет решение о включении этих домов в реестр объектов культурного наследия. Эти два дома стали объектами застройщика по фамилии Мошкович. Это известный миллиардер, представитель списка Forbes. Он хочет снести здание, а мы не хотим, чтобы это случилось», — заявлял Митрохин.
Председатель совета директоров ГК «Русагро» Вадим Мошкович, действительно, находится в списке Forbes: с состоянием 1,7 миллиардов долларов он занимает 57-е место среди богатейших бизнесменов России за 2020 год. До 2014 года он представлял в Совете Федерации Белгородскую область. В структуры «Русагро» входит строительная компания Level Group, связанная с ООО «Инвест Менеджмент Групп», которая заключила инвестиционный договор с ФГУП «Дирекция инвестиционных программ Минимущества России» о строительстве гостиницы на месте дома с портретом Гессе.

Когда о грядущих работах стало известно, первый заместитель председателя комитета Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве Екатерина Храмова заявила, что «Инвест Менеджмент Групп» необходимо письменно обосновать проведения работ, в том числе, предоставить материалы исследований, содержащих однозначную оценку культурной ценности здания на Саввинской набережной. В «Инвест Менеджмент Групп» и Level Group не ответили на просьбу МОХ о комментарии.
Ситуация со зданием общежития фабрики «Московский шелк» в очередной раз поднял проблему незащищенности современных городских произведений искусства, в частности, граффити.
Даже по мнению некоторых градозащитников, иногда граффити — это вандализм. Но портрет Гессе, уверен координатор общественной организации по сохранению памятников «Архнадзор» Константин Михайлов, дому точно не вредит, а добавляет ему какое-то очарование.
— Когда дело касается граффити, нужно различать рисунки на памятниках и объектах культурного наследия и в других местах, — объясняет Михайлов. — В первом случае мы, действительно, не приветствуем какие-то разрисовки. Однако если речь идет о достаточно рядовом, с точки зрения архитектуры, доме, то подобная роспись даже прибавляет ему ценности.

Координатор «Архнадзора» отмечает, что если надписи или нечто схожее, например мозаики, присутствуют в интерьере или на фасаде, то они не защищены, так как не имеют статуса объекта недвижимости, каким, по закону, является памятник.
— Законодательство не проработано в вопросе сохранения, связанных с памятником предметов или артефактов. Также почти всегда возникают проблемы с сохранением произведения искусства, если речь идет о советской постройке, у которой нет статуса исторического памятника. В таких случаях все зависит от доброй воли застройщика или собственника, — говорит Михайлов. — Нужно работать над развитием законодательства, чтобы были защищены здания, сами по себе не представляющие ценность, но приобретающие ее при наличии произведения искусства: росписей, граффити, мозаик и подобного.
С учетом позиции мэрии и деятельности городских и муниципальных депутатов, шанс на сохранение здания остается, но он уменьшается с каждым днем.
автор: Артем Александров