За две недели работы канатная дорога, соединившая Хамовники с Гагаринским районом, приостанавливала свою работу уже дважды — из-за «кибератаки» и для плановой ежегодной проверки Ростехнадзора. Ирина Меркулова прокатилась на канатке и попыталась понять, зачем она нужна Москве.
Первая в Москве канатная дорога перевозит пассажиров с улицы Косыгина на Лужнецкую набережную и обратно. Промежуточная станция «Воробьевы горы» пока закрыта. Ее протяженность составляет 737 метров, а путь по ней занимает не более 8 минут. Канатка состоит из 35 кабинок (две из них — VIP). Рядом с каждым сиденьем есть встроенный аудиогид, к которому можно прикрепить свои наушники. Для прохода на канатку можно воспользоваться картой «Тройка» и социальной картой или купить обычный проездной билет. До 24 декабря проезд бесплатный.
Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к канатной дороге со стороны улицы Косыгина, — автозаки с распахнутыми дверьми. Вокруг много полицейских, которые встречают и провожают пассажиров.
— А зачем вообще нужна эта канатная дорога? — спрашиваю я у ее сотрудника, стоящего около турникетов.
— Ну, как зачем? Город развивается, это показатель развития… — отвечает тот.
Кабинки (в каждую могут сесть максимум 8 человек) с трех сторон заклеены рекламой Bosco. На дверях ее разместили прямо на уровне глаз, поэтому тем, кому как и мне досталось место у выхода, видны только небо и две дымящиеся трубы завода.
Мужчина, которому повезло сесть у панорамного окна напротив дверей, глядя вниз, мечтательно произносит: «Да-а-а-а… Вот за это спасибо Сергею Семенычу!»
На станции «Лужники» сотрудник канатки рассуждать о смысле ее строительства не хочет: «Я такой необщительный… На верхней станции говорливые парни, а я стеснительный, вы меня извините». Павильон нижней станции больше напоминает фудкорт торгового центра. Здесь под громкую ритмичную музыку торгуют блинами и пирожными, а редкие посетители пьют кофе за блестящими столиками.
На обратном пути в кабинке со мной едут две девушки. Их я тоже спрашиваю, как им понравилось на канатке и зачем она нужна.
— Мне кажется, что это вообще ни к чему, если честно, — признается одна из них.
— Туристы будут пользоваться активно, но те цены, которые они поставили за один спуск или подъем — это запредельно, — добавляет ее подруга.
Цена поездки действительно намного превосходит среднюю цену на транспорт в Москве и составляет 500 рублей рублей в одну сторону в выходной день (400 в будни), а чтобы прокатиться в обе стороны нужно будет отдать 800 рублей в выходные и 700 в будни.
Судя по всему, основными пользователями канатной дороги станут туристы. Правда, вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин рассказывал, что активными пользователями канатки (точнее ее малого круга от Воробьевых гор до улицы Косыгина) станут, например, ученики еще не построенной детско-юношеской спортшколы. Откуда у них столько денег, вице-мэр не пояснил. Еще есть планы сдавать в аренду рассчитанные на 4 человек VIP-кабины с кожаными сиденьями.
Транспортный эксперт из Высшей школы экономики Андрей Борисов считает, что пока судить о том, насколько выгоден проект канатной дороги городу, рано:
Этот проект все-таки не столько транспортный и не направлен на то, чтобы решать какую-то транспортную проблему, хотя проблема связанности между Воробьевыми горами и Хамовниками определенно существует. Канатка скорее имеет рекреационную функцию, чтобы люди могли просто покататься, посмотреть на город с высоты птичьего полета. Высокую стоимость на данный момент я никак не могу прокомментировать.
Пока судьба у канатной дороги не самая счастливая. Уже на второй день работы, 28 ноября, она приостановила свою работу. По официальной версии, причиной стала кибератака, но пресс-секретарь канатной дороги Валентина Паринова так и не ответила на вопросы издания МОХ о характере и масштабе этой атаки. С 3 декабря по 6 декабря она снова не работала из-за “плановой проверки Ростехнадзора».
Различные скандалы сопровождали канатную дорогу и на этапе строительства. Как сообщают «Новые известия», против нее выступали студенты и преподаватели МГУ, жители Гагаринского района: они беспокоились за судьбу природного заказника «Воробьевы горы». О многом говорит и то, что независимых экспертов и муниципальных депутатов в 2017 году не пустили на слушания, а строительство начали без положительного заключения Главгосэкспертизы. Открыть ее планировали к ЧМ-2018, но не успели.
Тем не менее, канатка заработала, и пока денег платить за проезд не надо, к ней выстраиваются часовые очереди.
текст: Ирина Меркулова, фото автора
Да, благодаря этой канатной дороге в Хамовники теперь может попадать гораздо больше чем раньше людей. И не только жителей Москвы, но и туристов из других регионов и даже стран. Шлагбаумы, установленные во многих дворах ограничивают проезд только чужих машин. Поэтому пешеходы, в том числе и туристы могут беспрепятственно посещать дворы исторических переулков Хамовников.. А вот дворов, которые оборудованы воротами и окружены заборами пока еще не много. Но Советом депутатов найдено интересное правовое решение ! Это Решение Совета депутатов муниципального округа Хамовники от 15 ноября 2018 г. № 20/25 «О поддержке обращения жителей квартала «Усачевка» (Усачева ул., дома 29 к.1, 2, 3, 7, 8 и 9, ул. Доватора, дома 12 и 14) в рамках обеспечения антитеррористической безопасности, повышения эффективности охраны общественного порядка и комфортной среды проживания в квартале».
(Внесен комиссией по ЖКХ и благоустройству Совета Депутатов). Ознакомиться с этим Решением можно на официальном Интернет-сайте муниципального округа Хамовники в разделе «Решения Совета депутатов».
Теперь и жители всех других кварталов смогут обратиться в Совет депутатов муниципального округа Хамовники за таким же Решением для своих дворов.
«Истинным основателем гражданского общества был тот, кто первый огородил свой участок земли и решился сказать: «это мое».»
Жан Жак Руссо (1712–1778), французский философ, писатель