Булгаков, Склифосовский и единорог. Что не так с новыми памятниками в Хамовниках

Столько памятников за один год в Хамовниках еще не ставили. В 2018 году здесь нашлось место даже фаллической скульптуре единорога. Открывали памятники по-разному: Тургенева и Му-му — с помпой и Путиным, Булгакова — внезапно и без церемоний. Игорь Абызов и Анна Наумова рассказывают подробности о новых изваяниях, а Юрий Сапрыкин и Александра Соколова объясняют, почему они такие плохие.


Проблемы с памятниками и скульптурами в Москве давно. Советская «психологичность» и героизм в скульптуре устарели — на смену им пришли «произведения искусства», делающие ставку на чувственность и идею, а не на портретизм. Такая скульптура должна вызывать у человека эмоции, запомниться и запасть ему в сердце. Но этого не происходит.

Культуролог и руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин: «Памятники в постсоветской Москве — это какой-то вирус, биомасса, которая неконтролируемо размножается, угрожая поглотить всё. Интересно было бы разобраться, с чем это связано, почему — с точки зрения культурного и государственного начальства — единственным способом сохранить память о человеке оказалась установка его бронзового изваяния.

Иногда это доходит до абсурда — всем известен дворик Плисецкой на Большой Дмитровке, где сначала появилась прекрасная настенная роспись с изображением Плисецкой бразильского стрит-артиста Эдуардо Кобра, а потом рядом — уродливый памятник ей же. Видимо, без него балерину хуже бы помнили. Но мы отвлеклись.

Главная проблема с памятниками в том, что их много и становится все больше, проблема номер два — школа очевидно утеряна, и все новые памятники не идут ни в какое сравнение даже с предыдущими работами российских скульпторов. Не говоря уже о том, что никому не приходит в голову изобразить не самого человека, а какой-то более сложный и связанный с ним образ».

Памятник Булгакову. Фото: Московская перспектива

Михаил Булгаков. Автор: Георгий Франгулян

Памятник Булгакову открылся в 2018 году на Большой Пироговской улице, где писатель жил с 1927 по 1936 год и где был создан роман «Мастер и Маргарита». Фигура Михаила Афанасьевича, наклоненная вправо, как бы парит в воздухе, отталкиваясь ногой от своих рукописей. «Пирамидальная основа отражает мистическую сторону творчества писателя, космические потоки энергии», — описывает фигуру спонсор проекта Международный благотворительный фонд имени Чайковского. Отлил Булгакова Георгий Франгулян — известный московский скульптор, автор недавно открытого на проспекте Сахарова памятника жертвам политических репрессий.

На долю памятника Булгакову выпало немало страданий. Почтить память писателя решили еще в начале нулевых — тогда конкурс выиграл Александр Рукавишников, представитель приближенной к правительству скульптурной династии. Был предложен масштабный проект, который собирались осуществить в районе Патриарших прудов: Иешуа — в центре водоема, со скамейки на него смотрит писатель, неподалеку прогуливаются Коровьев и Бегемот, а позади проезжает машина с водителем-грачем и стоят Мастер и Маргарита в объятиях.

Коровьев и Бегемот

В итоге памятник так и не установили, а отдельные части скульптурной композиции хаотично распределили по разным местам: Коровьева и Бегемота поставили возле «Булгаковского дома» на Садовой, грач появился в Сивякове переулке между «Таганской» и «Курской» (с пояснительной табличкой, что это фрагмент памятника, запрещенного в 2003 году), а фигуру самого писателя так и не отлили.

Через три года комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме одобрила установку памятника по макету Георгия Франгуляна в сквере на Большой Садовой около музея Булгакова. Хотя скульптор планировал установить его в начале лета, дело опять затянулось, и в итоге в октябре закутанный в полиэтилен и скотч монумент совершенно внезапно появился за автобусной остановкой на Большой Пироговке. Официальное открытие было намечено на 21 ноября, но накануне его вдруг перенесли на неопределенный срок. В какой-то момент Булгаков открылся сам — полиэтиленовое укрытие исчезло, а вокруг изваяния поставили лавочки и разбили небольшой сквер.

Ни оркестра, ни речей от высокопоставленных гостей не было. Хоть памятник и был установлен за счет Международного благотворительного фонда Чайковского, даже в их социальных сетях никакой информации о торжестве не было. В зимний период года площадку вокруг скульптуры и самого Булгакова даже не очищают от снега.

Александра Соколова, ландшафтный дизайнер: Для памятника Булгакову выбрано довольно нелепое место — часть полосы озеленения, зажатой между двумя домами. Никакого сквера или общественного пространства здесь не вышло.

Юрий Сапрыкин: На общем фоне памятник Булгакову работы Франгуляна выглядит еще неплохо. Тут по крайней мере есть какое-то пластическое решение, за этим стоит какая-то мысль. Видно, что здесь работал человек, не лишенный ума и таланта. Остальное уже в области вкуса — нравится-не нравится, мне скорее нет. Удивительно еще и то, что памятник самому известному в мире русскому писателю XX века находится настолько вдали от туристических троп. Радостно за жителей Хамовников, которые смогут ежедневно вспоминать добрым словом любимого автора, отводя детей в школу, но может быть, они не единственные, кому важна память о Булгакове. Остальные работы, к сожалению, обсуждать невозможно.

Памятник Николаю Склифосовскому. Фото: ТВ-Центр

Николай Склифосовский. Автор: Салават Щербаков

За последние несколько лет Салават Щербаков стал одним из главных государственных скульпторов. Он — автор сразу нескольких одиозных памятников: Петру Столыпину, Патриарху Гермогену, Александру I, Князю Владимиру, Михаилу Калашникову. Большинство из них находится в непосредственной близости от Кремля, а самые значимые монументы открывали первые лица страны: Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Владимир Мединский, Патриарх Кирилл. Про каждое торжественное открытие, конечно же, рассказывали на федеральных телеканалах. При этом архитектурное сообщество ставит под сомнение культурную ценность работ Щербакова.

Для Хамовников Салават Щербаков создал памятник заслуженному российскому профессору, медику Николаю Васильевичу Склифосовскому. С идеей установки памятника выступила ассоциация выпускников Сеченовского университета. В социальных сетях учебного заведения проходил открытый конкурс, по итогам которого предпочтение было отдано макету Щербакова. Бронзовый Склифосовский стоит на большом постаменте из мрамора общей высотой 7,5 метров и смотрит вдаль, положив руку на книгу (почему-то с книгой изображают большинство героев памятников, даже если они не занимались литературным трудом).

Средства на открытие монумента собирали на сайте Сеченовского университета, сбор был закрытым — любой мог перевести сумму, заполнив специальную платежную форму, но невозможно узнать точное количество и сумму пожертвований, а также имена главных меценатов. Памятник открылся 12 октября на пересечении Абрикосовского переулка и Большой Пироговской улицы. Монумент представил ректор университета в присутствии студентов и жителей района под аккомпанемент уличного оркестра.

Юрий Сапрыкин: Склифосовский — это стандартная для скульптора Салавата Щербакова квадратно-гнездовая фигура, от других его недавних работ новый памятник отличается разве что отсутствием автомата или креста.

Александра Соколова: Для установки памятника Склифосовскому был обустроен небольшой сквер, довольно внушительная глубина которого, по словам скульптора, обусловленна прохождением сетей вдоль существовавшего тротуара. Это техническое ограничение сыграло в пользу общественного пространства, вобравшего в себя часть территории больницы. Образовалось небольшое, прилегающее к улице, не типичное для Москвы общественное пространство (на западе его называют Pocket Park). Жаль, что памятник не поддерживает приятный масштаб сквера, а скульптура и дизайн пространства крайне консервативны.

Владимир Путин открывает памятник Тургеневу. Фото: Комсомольская правда

Иван Тургенев. Автор: Сергей Казанцев

10 ноября к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева на Остоженке 37/3 торжественно открыли скульптурную композицию, созданную семейным подрядом Сергея, Марии и Елены Казанцевых. На церемонии присутствовали Владимир Путин, Сергей Собянин и Владимир Мединский.

С инициативой создания скульптуры выступил бизнесмен и меценат Сергей Шмаков — он полностью проспонсировал памятник стоимостью 10 миллионов рублей, а после передал его в дар городу. Шмаков также построил храм с иконой из фонда Русского музея в собственном коттеджном поселке и пытался подарить квартиру Владимиру Путину.

Муниципальный депутат Александр Нахимсон рассказывал в своей колонке на сайте МОХ, что Совет депутатов района Хамовники памятник сначала согласовывать отказался — заявку на установку памятника Тургеневу депутатам прислали всего за несколько дней до заседания. К заявке прилагалось большое количество официальных писем, статей с описанием фирм-изготовителей, но не было приложено ни одного эскиза, макета или схемы размещения. Когда через некоторое время создатели все-таки дослали брошюру, в ней оказалось два памятника — не только Тургеневу, но и Муму.

Главная же проблема была в том, что музей И.С.Тургенева хотел установить памятники около дома по Остоженке, 41, забрав себе расположенный там скверик, обнеся его забором.

Скульптор Сергей Казанцев и его Тургенев. Фото: Российская газета

В итоге проект чуть изменили, но часть сквера все равно огорожена. Скульптурная композиция включает в себя фигуры Тургенева, прижимающего к себе рукописи, и Муму — грустную, созвучную произведению (еще одну, приветливую «на радость самым маленьким посетителям экспозиции», расположили в здании музея).

На сайте скульптора Казанцева так описывается его диалог с Путиным: «На открытии 10 ноября 2018 года Путин В.В. поблагодарил скульптора, сказал: «Очень красивый памятник!» Президент задавал вопросы, скульптор отвечал. Одним из вопросов президента был: «Откуда такой красивый камень-постамент?» Скульптор ответил: «Это наш отечественный камень из Карелии! Полудрагоценный малиновый кварцит. Был заготовлен мной для памятника «Уго Чавес» в Венесуэлу, но на подставку для Венесуэлу пошел другой камень, а этот стал частью моей коллекции, который я потом подарил Москве». Путину В.В. такой ответ пришелся по душе, потому что Наш камень, Отечественный!!!»

Юрий Сапрыкин: Тургенев, самый европейский из русских классиков, но памятник ему — это просто уровень фабричной проходной в Нижнем Тагиле. Надувной человечек из рекламы Michelin. Не хочу на самом деле обидеть тагильчан — даже там подобные работы давно пора снять с производства.

Александра Соколова: Планировка сквера довольно странная. Но главное, кажется, утрачен дух места — теперь это просто один из проектов «Моей улицы».

Единорог. Автор: Сергей Червонский

7 ноября на территории делового квартала «Московский шелк» установили памятник единорогу, вызвавший шквал публикаций из-за его фаллической формы. Памятник отсылает к городской байке о сокровищах тамплиеров, спрятанных в подземельях Девичьего поля и охраняющихся мифическим животным. Он был заказан коммуникационным агентством PRT Edelman Affiliate, чьим символом и является единорог.

По задумке рог будет приносить удачу  и финансовое благополучие каждому, кто дотронется до него или бросит монетку в специальное отверстие. Создатель памятника Сергей Червонский, говоривший про себя: «я художник, что еще сказать не знаю», больше занимается созданием масок, чем монументальной скульптурой.

Скульптура единорога поднимает важный вопрос установки частных памятников в городе. Должны ли организации согласовывать их появление с городскими властями или могут жители района влиять на «снос» монумента, если он находится на частной территории?

Юрий Сапрыкин: Что до единорога — это смешная шутка, если поставить ее на собственной даче. Гости порадуются. Но в общественной среде надо как-то учитывать, что у всех разное чувство юмора.

Александра Соколова: Сам памятник, конечно, крайне странный, но приятно, что у людей вообще есть какая-то созидательная инициатива. Значит территория как-то присваивается людьми. В Москве многое, мне кажется, могло бы измениться к лучшему, если бы люди почувствовали ответственность за «свои» места и получили бы над ними какую-то власть.

авторы: Игорь Абызов, Анна Наумова

Булгаков, Склифосовский и единорог. Что не так с новыми памятниками в Хамовниках: 1 комментарий

  1. На официальном сайте муниципального округа сказано, что Решением муниципального Собрания от 15 сентября 2011 года № 9/10
    награжден Почётным знаком «Почётный житель внутригородского муниципального образования Хамовники в городе Москве Бурганов Александр Николаевич «за значительный вклад в развитие внутригородского муниципального образования Хамовники в городе Москве в сфере общественной, культурной и благотворительной деятельности на территории муниципального образования.
    Бурганов Александр Николаевич — скульптор, действительный член Российской академии художеств, народный художник России, лауреат Государственной премии СССР, почетный член Российской Академии архитектуры и строительных наук, доктор искусствоведения, член Союза художников России, председатель правления Московского объединения художников Международного художественного фонда».
    А сын скульптора был депутатом Совета депутатов муниципального округа Хамовники предыдущего созыва и сейчас посещает заседания Совета нынешнего созыва по актуальным для жителей вопросам. Поэтому на следующих выборах у него есть все шансы не только вновь избраться депутатом, но и стать главой муниципального округа. И возможно тогда в районе будет ясная политика с установкой памятников и художественным стилем их оформления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *