Остоженку продолжают уничтожать. Меценат Семенихин сносит усадьбу Римских-Корсаковых

В начале марта на Остоженке начался снос усадьбы Римских-Корсаковых начала XVIII века. Вместо нее предприниматель и меценат Владимир Семенихин намерен построить многоэтажный дом с подземной парковкой. Застройщики при попустительстве мэрии Москвы уже изменили облик старой Москвы в районе Остоженки и Пречистенки до неузнаваемости, но не собираются останавливаться. Евгения Ручкина рассказывает об истории усадьбы и о ЖК Allegoria Mosca, который построят на ее месте.


Металлический ковш разрушил метровой толщины стены старинного особняка на Остоженке за один час. Рабочие разломали рамы окон и собрали кирпичи в ведро. Снесены почти все внутренние перекрытия и часть стен. От исторической постройки начала позапрошлого века, пережившей войны и революции, остались руины.

По плану компании, возглавляемой меценатом Владимиром Семенихиным, над сохраненным фасадом особняка построят четыре этажа нового здания. В прошлом году Семенихин, называющий себя «любителем русского искусства», демонтировал дом Зиминой и доходный дом начала прошлого века.

Участок, на котором расположена усадьба, упоминается как собственность петровского стольника Андрея Римского-Корсакова уже в 1700 году. В 1717 году там строится каменное здание. Во время пожара 1812 года оно вместе с еще несколькими строениями между улицами Остоженка и Пречистенка не было уничтожено огнем. Внутри дома по сей день сохранялись остатки парадных интерьеров второй половины XIX века – старинные печи, карнизы, лепнина.

В 1814 году Николай Римский-Корсаков приобрел у А.И.Мухановой соседнее владение – дом №6.

Палаты Римских-Корсаковых ценны не только древними стенами, ведь в доме №4 часто бывал композитор Петр Чайковский и снимал квартиру художник Василий Суриков (пока расписывал храма Христа Спасителя). В доме №6 в 1957 году поселился в коммунальной квартире писатель Василий Аксенов.

После революции дом №4 долгое время занимал диспансер, который перевели в другое место после пожара, произошедшего на излете 90-х. Здания
– сгоревший дом №4 и оставшийся без жильцов коммунальных квартир дом №6
– пришли в запустение. Особняки обнесли строительными лесами.

дом №4

«Наиболее ценный из двух домов – №4, – объяснил МОХ краевед Александр Иванов. – Если брать во внимание исключительно исторический аспект. Это неисследованные палаты 1740 годов, поэтому теоретически там может обнаружиться и что-то более древнее. Авторы нового проекта обещают сохранить дом №4, но плохо, что хотят ликвидировать дом №6, хоть он не такой ценный. Это ампирный особняк сенатора Муханова, который много раз перестраивали. Архитектура здания достаточно простая, но это городская среда, которая должна быть сохранена».

Историческую среду Остоженки планомерно разрушают с начала 90-х годов. Улица, соседствующая с Кремлем и храмом Христа Спасителя, справедливо прозванная за высокие цены на жилье «Золотой милей», пострадала от застройщиков, пожалуй, больше всех в Москве.

Борьба за сохранение первозданного вида обоих зданий Римских-Корсаковых началась еще в нулевые, когда во времена точеных застроек мэра Юрия Лужкова перестраивали многие старинные дома. Первый раз по распоряжению правительства Москвы дома намеревались снести в 2004 году, но тогда инвесторам не удалось воплотить в жизнь свой проект гигантского многофункционального комплекса.

В острую фазу противостояние активистов и застройщиков перешло в 2017 году. Когда департамент культурного наследия отказался включить палаты Римских-Корсаковых в список, защищающий исторические здания от сноса, градозащитники решили изменить статус дома №4 через суд. «Мы выносили информацию в публичное пространство, направляли письма в мэрию, – рассказала депутат МО Лефортово Александра Андреева. – Подавали заявку на постановку дома №4 на охрану, как объект культурного наследия. Упоминали здание на разнообразных митингах в защиту культурного наследия. Семенихину написали открытое письмо с призывом сохранить эти здания, но предприниматель на него не отреагировал» .

В результате планировавшийся полный снос двух зданий №4 и №6 удалось отменить. «Нам удалось изменить проект строительства новых омерзительных объектов, и в 2018 году с Архсоветом Москвы был согласован последний вариант проекта, который и собираются реализовать в ближайшее время»,
– говорит Андреева. Ее, впрочем, не устраивает новый проект также не устраивает.

Правда, департамент культурного наследия оценивает действия Семенихина положительно. «Можно с удовлетворением констатировать, что инвестор серьезно работал над проектом, откликнулся на рекомендации привлечь к нему архитекторов, умеющих творчески работать в городской исторической среде. Безусловно, были приняты во внимание и четкая позиция нашего департамента о необходимости сохранения зданий в соответствии с градостроительными регламентами, и обращения общественности», – говорил глава ведомства Алексей Емельянов.

Семенихин, в свою очередь, активно осваивает территорию всеми доступными средствами. К концу года коммерсант построит музейный комплекс Allegoria Mosca. Также на территории комплекса разместят паркинг и коммерческие помещения. «При освоении подземных пространств может пострадать окружающая историческая застройка», – уверена Андреева.

Однако независимый эксперт архитектурного бюро PRK Wood заверил МОХ, что современные технологии позволяют избежать обрушения и эрозии. «Последний проект значительно лучше предыдущих вариантов. Он менее агрессивный, там будут открытые пространства. – ищет в происходящем позитив краевед Иванов, но все равно печально заключает. – Однако здание будет внушительных размеров и испортит вид».

Андреева в своем блоге слов не выбирает: «Архитектурный совет города Москвы одобрил внедрение этого монструозного конструкта в самое сердце нашей древней столицы. Бетонный новодел полностью изуродует облик одной из древнейших улиц Москвы, панораму площади Пречистенских ворот с храмом Христа Спасителя. Сейчас стрелка Пречистенки и Остоженки выглядит точно так же, как и 100 лет назад. Уродливая шестиэтажная надстройка из стекла и бетона, нахлобученная на трехэтажный фасад, как гнилой зуб, будет торчать над Красными палатами, над Белыми палатами полностью убивая исторический облик Пречистенки, Остоженки, площади Пречистенских ворот».

P.S. 14 марта Совет депутатов МО Хамовники принял решение, в котором выразил протест в связи со сносом исторических зданий и потребовал от мэра Сергея Собянина «пересмотреть градостроительную политику в центральной части Москвы, отказавшись от уничтожения ценных объектов историко-градостроительной среды, составляющих живую ткань исторического города».

текст и фото: Евгения Ручкина

Остоженку продолжают уничтожать. Меценат Семенихин сносит усадьбу Римских-Корсаковых: 1 комментарий

  1. Помните фильм-водевиль «Соломенная шляпка» ? Как представлялся главный герой этого фильма в исполнении Андрея Миронова ?? Он представлялся гордо — рантье !!! Что это означало ? Это означало что у него есть большой дом в одном из хороших районов Парижа, который приносит ему доход. Кстати в Хамовниках немало бывших «доходных домов» постройки позапрошлого века. И вот теперь на смену им должны прийти «доходные дома» 21 века ! Но речь пойдет не о них, а о тех кто против этих домов. Противниками больших доходных домов и их владельцев-крупных рантье являются мелкие рантье. Это те кто сдает квартиры в Хамовниках. Постройка каждого большого дома сразу бьет по их доходам, так как на рынок выводятся новые современные лофты, студии и апартаменты которые значительно превосходят по своим потребительским качествам квартиры в «хрущевках» и даже в «сталинках». А значит богатые люди будут снимать помещения в новых домах у крупных рантье, а на долю мелких рантье останутся не столь богатые клиенты и значит их доходы не только не вырастут, а даже сократятся. И так будет с вводом в строй каждого нового многоэтажного современного дома. И придется мелким рантье отовариваться не в «Азбуке вкуса», а в «Магнолии», а затем и в «Пятёрочке». Поэтому именно мелкие рантье заинтересованы в сохранении района в самом первозданном виде. Чтобы здесь не строилось новое жилье, так как это создает ненужную им конкуренцию. Чтобы сохранялись в неприкосновенности дворы и скверы так как это повышает потребительскую ценность района в глазах потенциальных квартиросъёмщиков. Чтобы дворники регулярно чистили снег, но без реагентов, так как обилие реагентов может оттолкнуть их жильцов. Мелкие рантье активно выступают против гостиниц и хостелов, так как они тоже создают конкуренцию на рынке найма жилья. Мелкие рантье выступают против различных фирм-арендаторов в их домах, так как эти фирмы нередко нанимают на работу мигрантов, а клиенты этих фирм создают постоянный поток посторонних людей, что не нравится их квартиросъёмщикам. Но мелкие рантье не могут сами открыто отстаивать свои интересы потому что очень часто они сдают жилье по договорам с условными ценами, а то и вообще без договоров. И светиться перед налоговыми и иными контролирующими органами им никак нельзя. Поэтому они либо пишут анонимки на своих конкурентов, либо устно жалуются депутатам на приемах и собраниях подбивая депутатов выступать защитниками их интересов в борьбе с конкурентами. Вот такая политэкономия района.
    «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Луций Анней Сенека (Сенека Мла́дший (4 до н. э., Кордуба — 65 н.э., Рим), римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона.Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.
    — по материалам Википедии).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *