Привет из Алабамы. Рисунки американских школьников 1990 года в Хамовниках

В феврале 1990 года учитель начальной школы города Таскалуса штата Алабама отправил в Москву посылку с 15 детскими рисунками. Сейчас в творческой студии для детей «Материнская школа» в Хамовниках проходит выставка этих рисунков. Искусствовед Никита Ерофеев рассказывает о судьбе необычной посылки и размышляет о том, что время, когда люди верили, что, послав в другую страну рисунки школьников, можно что-то изменить, безвозвратно ушло.


В 1967 году в подвале жилого дома по адресу 3-я Фрунзенская, 12 открылась творческая студия для детей «Материнская школа». Ее главной особенностью было редкое для тех лет уважение к детскому искусству, отношение к ребенку как к художнику, которого нужно вдохновлять, а не учить.

Преподаватели школы уже более полувека собирают и бережно хранят работы студийцев разных лет. В коллекции «Материнской школы» хранятся тысячи детских рисунков, созданных за полвека ее существования.

Основатель дома творчества Галина Рождественская много лет вынашивала идею создания галереи детских рисунков, где можно было бы познакомиться с произведениями юных художников не только из Москвы, но и из других городов и даже стран. Ей удалось этого добиться, но, к сожалению, музей просуществовал очень недолго.

Часть его собрания попала в студию. Разбирая архив, сотрудники «Материнской школы» обнаружили большой почтовый конверт формата А3 с рисунками и коллажами американских школьников.

Посылку с 15 работами собрал B. McMullen, учитель начальной школы города Таскалуса на западе штата Алабама. Она была отправлена в феврале 1990 года и спустя месяц оказалась в Москве.

Несмотря на потепление в отношениях между США и СССР в то время, подобная переписка еще вызывала подозрения с обоих сторон, поэтому они оставляли за собой право проверить содержимое бандероли. Об этом свидетельствует наклейка на английском и французском языках на лицевой стороне конверта, которая официально дает право на его вскрытие. Кто-то этим правом воспользовался: на обороте сотрудник московского почтового отделения написал: «поступило в открытом виде».

В конверте были произведения детей 6-7 лет, учившихся в 1-м и 2-м классах. В этом возрасте ребенок дистанцируется от абстрактного видения и переходит к фигуративному рисованию. Младшекласснику все еще очень интересно играть, для него существует множество «несерьезных» тем, которые хочется выразить в творчестве.

Американская модель преподавания ИЗО учитывает эту потребность школьников, и занятия проходят в игровой форме. Ребята рисуют монстров, делают различные фигуры и маски из цветной бумаги. Подборка из Таскалусы показывает, какие разные задания давали детям, чтобы сохранить и преумножить их любовь к искусству.  

Разглядывая их сегодня, задумываешься о том, какой эффект они производили на московских педагогов и юных художников почти три десятилетия назад.

Посылка была отправлена 20 февраля. Школьный учитель из Алабамы отобрал свежие работы, выполненные на рубеже 1989 и 1990 годов. На двух рисунках акварелью и фломастером с изображением монстров даже есть точная дата — 15 января 1990 года. Отправитель внимательно отнесся к оформлению работ своих учеников: какие-то заламинировал, что-то монтировал на паспарту.

Большинство работ посвящены рождественским праздникам. Это либо поздравительные открытки, либо заснеженные пейзажи. Часть американских атрибутов нового года была знакома советским детям — образ Деда Мороза и Санта Клауса вызывал одни и те же ассоциации. Однако многие картинки отражают специфические национальные традиции.

Наших школьников не удивишь елкой и снеговиком, но даже сейчас мало кто из них изображает под Новый год оленей, щелкунчика или карамельную трость.

В обоих странах у детей сформировался набор новогодних сюжетов, они представляли главный зимний праздник немного по-разному. Надо сказать, что советская иконография праздника сохраняется и сегодня: дети охотно продолжают рисовать снегурочку, хотя олени все же заняли место в этом пантеоне. 

Интересно, что среди присланных произведений есть примеры «нетрадиционного рисования». Например, помимо карандашей и гуаши используются необычные материалы вроде одноразовых бумажных тарелок, комбинируются разные техники — например черная бумага и пастель. Рисование превращается в аттракцион с непредсказуемым результатом: ребенок набрызгивает пятна краски, складывает лист пополам и развернув его получает что-то вроде «пятна Роршаха». На излете советской эпохи о подобных художественных практиках никто не слышал.

Современного зрителя привлекают не  художественные качества детских работ, его не интересуют особенности преподавания рисования в американской школе.

Сегодня больше удивляет сам факт подобной переписки. В наши дни подобные акции вполне возможны. Технически это стало даже проще, но в обществе нет потребности в подобной форме диалога, очень человеческой и искренней.

На излете холодной войны многие думали, что их дети будут жить в мире, свободном от политических противоречий. Кажется, что в плену таких иллюзий были только наши соотечественники. Но этот незначительный мелкий эпизод международных взаимоотношений говорит о том, что даже в небольшом городе штата Алабама люди сопереживали идеям мирного сосуществования России и Америки.

Время, когда представления о будущем были такими, безвозвратно ушло. Мало у кого эти детские работы вызовут негативную реакцию, скорее ностальгию по той эпохе, когда простые люди верили, что, послав рисунки школьников, они могут что-то изменить. 

До конца января в «Материнской школе» работает выставка детских рисунков, присланных из Таскалусы. Выставку можно посетить по предварительной договоренности. Адрес: подвал жилого дома, ул. 3-я Фрунзенская 12 (вход со двора), телефон: 89060940005.

Автор: Никита Ерофеев  

Привет из Алабамы. Рисунки американских школьников 1990 года в Хамовниках: 1 комментарий

  1. На сайте Управы района есть раздел — «Список досуговых организаций, работающих на территории района Хамовники. Информация о деятельности досуговых клубов района Хамовники». Согласно этой информации большинство досуговых клубов оказывают платные услуги. При этом свои помещения эти клубы получили безвозмездно. Почему же муниципальные депутаты принимая Решение от 19 декабря 2019 г. № 17/5 «О согласовании квартального плана мероприятий на 1 квартал 2020 года по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства на территории района» не запросили предварительно у каждого досугового клуба информацию о доходах каждого такого клуба ?????
    «Нет более справедливого дохода, чем тот, который принесут земля, небо, год».
    Плиний Младший

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *