«Учитель для России»: Как из Хамовников изменить систему образования в стране

В самом сердце Хамовников, в одном из бизнес-центров на улице Россолимо работает общественный проект «Учитель для России», который отправляет профессионалов и выпускников преподавать в школы со сложным социальным контекстом. Алена Маркович, соосновательница программы, рассказала Александре Гришиной о том, как создает сообщество идейных и талантливых специалистов, которые изучают российскую систему образования изнутри и готовы дать импульс для ее обновления.


— Алена, ты помнишь тот день, когда тебе пришла в голову идея отправлять молодых специалистов преподавать в глубинку?

— Пытаюсь вспомнить и понимаю, что момента не было. Был процесс. В 2013 году я узнала про международное движение Teach For All, которое меня до сих пор очень вдохновляет. Тогда мы с Леной (Ярмановой, соосновательницей программы — прим. авт.) уже интересовались образованием, новыми проектами и форматами. Идея Teach For All меня зацепила: яркие и энергичные люди, профессионалы своего дела, идут преподавать в обычные массовые школы. Идут не от безысходности — у них есть карьерные перспективы. Но им работа в школах, как правило не самых простых, кажется более важной.

Алена Маркович и Елена Ярманова на первой презентации программы в 2015 году

В России такой проект особенно нужен, учитывая размах нашей страны, разрыв между городом и деревней, отношение к профессии учителя. Идея не отпускала, и постепенно мы с Леной поняли — надо делать.

«Учитель для России» — это программа развития школьного регионального образования, которая помогает профессионалам из разных сфер стать учителями на два года. Программа оказывает участникам финансовую, образовательную и кураторскую поддержку. «Учитель для России» сотрудничает со школами Московской, Воронежской, Калужской, Тамбовской, Новгородской и Нижегородской областей — и планирует расширяться дальше.

— Легко ли было найти единомышленников? Вам приходилось подолгу убеждать людей, почему так важно менять российскую школу? Или идея словно витала в воздухе?

— У всех, с кем мы говорили про проект об учителях, была одинаковая реакция: «Очень круто, но разве у нас такое возможно?». Мы верили, что да — и продолжали работать в нашем маленьком кругу волонтеров, ходили по школам. Этот период был такой проверкой на прочность — и на веру в собственные силы.

Мы поняли, что есть наш круг заряженных энтузиазмом молодых людей — а есть система. Есть школы, Министерство образования, необходимость искать деньги и ресурсы. Никто из нас не работал ни в школах, ни в госструктурах, а система образования — это именно государственная система, там есть свои институции, свои игроки. Там всем все понятно. А кто такие мы — никому не понятно. Часто мы слышали в ответ: «Идея интересная. А вы… кто?».

Первой институционально нас поддержала Высшая школа экономики — там есть специальный центр, который занимается изучением школ в сложном социально-экономическом контексте. Мы с ними связались — и так началось наше партнерство.

Тогда я осознала, что существует серьезная проблема образовательного неравенства. То, где ребенок родился, в городе или в маленьком селе, и какой социальный капитал у него есть — это во многом определяет сам шанс на развитие и самореализацию. От этого зависит вся дальнейшая жизнь — и только школа и учителя могут стать началом важных перемен.

Мы хотели привлекать людей без педагогического образования в региональные школы на два года — здесь к нам сразу возникает много вопросов. Конечно, мы сомневались в готовности школ принять таких учителей. Но после общения с директорами и завучами наши сомнения развеялись. Они готовы, потребность есть. У школ есть ощутимый запрос на развитие.

Нашим стратегическим партнером и ключевым донором стал «Сбербанк» — они тоже поверили в  идею. Затем встал вопрос привлечения учителей-участников. И это была самая решающая проверка идеи на прочность. Мы опрашивали потенциальную целевую аудиторию, захотят ли они, готовы ли будут изменить свою жизнь на два года — переехать в новое место и пойти работать в школу. Были люди, которые говорили, что это им интересно. Но мы понимали, что ответы в теории и реальные решения людей могут сильно различаться. В действительности мы набрали в два раза больше людей, чем планировали — а заявками кандидатов зачитывались и восхищались.

— Как ты можешь описать команду «Учителя для России», с чем можешь ее сравнить?

— Наш костяк на данный момент — это четыре десятка человек. И здесь нет людей, для которых работа — это просто возможность зарабатывать деньги. Идейная составляющая словно заложена в ДНК нашей команды.

Один из слоганов программы: «Каждый ребенок станет автором своей жизни». Это то, что отличает наших учителей – они работают через внутреннюю мотивацию ребенка. Так работает и команда организаторов, через внутреннюю мотивацию и инициативу.

Здесь невозможно оставаться равнодушным или непричастным — особенно когда регулярно слышишь и читаешь истории учителей. И, конечно, истории их учеников — это настоящие чудеса. Вот ученик сидел на задней парте, у него ничего не получалось, он регулярно срывал уроки… И спустя полгода-год ребенок включается в работу, сам приходит на дополнительные занятия, начинает участвовать в школьной жизни — потому что ему помогли поверить в себя.

Не остаются в стороне от изменений и директора, и опытные педагоги школ-партнеров. За годы сотрудничества с программой и наблюдения за нашими учителями многие из них тоже стали верить в свои силы. Им захотелось рисковать, пробовать новое.

На встрече руководителей школ «Клуб директоров»

— Что тебе кажется наиболее тяжелым в работе ваших учителей? А что — самым вдохновляющим?

— Мне кажется, главное препятствие для наших учителей — это разрыв между ожиданиями и реальностью. У многих есть светлый образ идеальной школы. Как можно устроить работу с детьми, на какие результаты хотелось бы работать.

А когда ты приходишь в простую массовую школу, в школу как часть весьма неповоротливой системы, то увиденное противоречит этой идеальной картине (да и здравому смыслу тоже). Понятно, что даже один учитель может многое изменить. Есть какие-то вещи, которые делать очень правильно, но они идут вразрез со сложившимися правилами игры. И совсем игнорировать эти правила невозможно.

Многие кандидаты в учителя говорят, как важно для них стать частью сообщества, которое формирует «Учитель для России». Конечно, делать большое дело необходимо не в одиночку, а в кругу единомышленников. Для наших участников «Учитель для России» — это среда, где они чувствуют, что могут говорить честно и вести себя честно. Раскрываться, проявлять себя, пробовать новое, ошибаться. И чувствовать постоянную поддержку.

Программа предлагает будущим учителям: двухгодичный образовательный курс педагогической переподготовки от НИУ ВШЭ; трудоустройство в одной из 65 региональных школ-партнеров; стипендию 20 тысяч рублей в дополнение к зарплате учителя; компенсацию на аренду жилья в размере 15 тысяч рублей в месяц; возможность реализовать собственный образовательный проект и получить грант на его развитие; вступление в сообщество единомышленников, которое меняет российскую систему образования к лучшему.

— Сейчас программа проводит юбилейный, пятый по счету набор учителей. Что ты чувствуешь? Каким ты видишь уже пройденный путь?

— Многие говорят, что в образовании не бывает быстрых результатов — и все, кто хотят работать в этой сфере, должны целиться на долгосрочную работу. У меня такое чувство, что мы находимся в самом начале. Мы только осмотрелись вокруг и делаем первый маленький шаг в будущее.

Самый первый слоган программы: «Работа, которая изменит твою жизнь, и общество, в котором ты живешь». Для большинства наших участников жизнь полностью изменилась. Они переезжают в другие города, в села — в такие места, в которых, скорее всего, никогда бы жизни не побывали. И они, как проводники перемен, начинают менять жизни своих учеников.

Ведь у детей, с которыми мы работаем, гораздо меньше возможностей найти себя, понять, что именно им интересно и как они могут реализоваться. Для них достойное школьное образование — это свобода выбрать любой жизненный путь. Так школа и вдохновляющие учителя могут изменить целую жизнь. Без преувеличений.

автор: Александра Гришина

P.S. Уже после того, как мы договорились с Александрой про интервью с Маркович, она устроилась на работу в «Учитель для России» контент-менеджером.

«Учитель для России»: Как из Хамовников изменить систему образования в стране: 1 комментарий

  1. Начну комментарий вот с такой цитаты, опубликованной на официальном сайте МОС.РУ: «Месячник по уборке и благоустройству городских территорий пройдет в столице с 1 по 30 апреля. Массовые субботники запланированы на 13 и 20 апреля. Об этом говорится в распоряжении Президиума Правительства Москвы «О проведении в 2019 году массовых весенних общегородских работ по приведению в порядок территорий города Москвы». Естественно возникает вопрос — а какое отношение субботники имеют к сфере воспитания людей ? Я раньше думал, что никакого, но прочитав Решение Совета депутатов МО Хамовники 21 марта 2019 года №5/1 «О согласовании квартального плана мероприятий на 2 квартал 2019 года по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства на территории района Хамовники» понял, что в Хамовниках субботники — это социально-воспитательная работа. Читаем Приложение к решению Совета депутатов муниципального округа Хамовники от 21 марта 2019 года № 5/1 : «План досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на 2 квартал (01.04-30.06.2019 г.)». Вот например ГБУ Центр филиал Хамовники — п.5.Субботник.-13 и 20 апреля 2019. «Интерактивная программа для участников субботника». РОО ДЮМ «Академия-клуб» — п.5.Городской субботник.13.04.2019.13.00-15.00.» Трудовой десант в помещениях клуба.
    АНО «Бастион» — 5.Медасубботник.20.04.2019. 11.00. И вот в этом пункте Плана раскрывается воспитательный смысл этого мероприятия: «Мероприятие по участию в городских субботниках, направленное на воспитание гражданско-патриотической ответственности». То есть в Правительстве Москвы считают, что субботники, это несколько дней «работ по приведению в порядок территорий города Москвы». А вот в Совете депутатов согласовывают эти субботние работы как мероприятие «направленное на воспитание гражданско-патриотической ответственности» жителей Хамовников.
    Идем дальше по Плану — РОО СПК «Форпост в Лужниках»-п.5. Субботник по уборке в помещении и на прилегающей территории.20 — 26 апреля (согласно составленного графика, удобного для занятий клуба) — » Генеральная уборка» !
    НП «Вера и доблесть»-п.2.Субботник 22.04.2019, время с 12.00- 14.00. Свободное посещение, бесплатно.
    АНО ЦТМО «Отражение»- п.3, субботник в помещении Центра «Отражение» 20.04.2019 в 16.00 (Возможны изменения). Здесь смысл этого мероприятия раскрывается следующим образом: «Профилактическое мероприятие и агитация за здоровый образ жизни. День здоровья. Субботник. Уборка в помещении Центра.». Раз депутаты согласовали, то значит и они согласны с тем, что уборка мусора — это здоровый образ жизни.
    ООО «Федерация каратэдо СИТО-РЮ России»-п.1. Участие в общегородских Субботниках на территории р-на Хамовники ЦАО. По назначению. АНО «Технологии и Творчество»-п.1.Субботник. 13.04.2019.11.00. Все возрастные категории. АНО «Читайка»-п.2 Субботник.20.04.2019 9.00.Дети и взрослые.
    Как сказано в Решении Совета депутатов, такой план составлен «на основании обращения главы управы района Хамовники города Москвы». Я понимаю управу района — им нужно отчитаться о выполнении распоряжения Правительства Москвы. Но я не понимаю депутатов — они что считают, что нет лучшего воспитания детей и взрослый района Хамовники чем работа с лопатой в руках ???
    «То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку».
    Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель.. Его работы стали основой коммунистического и социалистического движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.