Единственный рынок в Хамовниках — Усачевский — кардинально изменился в 2017 году. Там стало дорого, появились десятки кафе, начали проводить модные вечеринки. Молодежь — в восторге, а жители постарше — недовольны. Директор Усачевского по маркетингу объясняет: «Рынок теперь — это не более дешевая альтернатива магазину, а место встречи». Виктория Рипа рассказывает, что происходит на Усачевском.
Почти с самого утра здесь не протолкнуться. К полудню на втором этаже, который появился на Усачевском после реконструкции чуть менее двух лет назад, остается всего пара свободных столов. В корнер с южно-корейским стрит-фудом выстроилась очередь из семи человек. Большинство – мужчины старше тридцати в рубашках и с портмоне. Между стройными рядами деревянных столов бегают дети.
На первом этаже владельцы прилавков с фруктами приветственно машут руками и громко зазывают покупателей (“Эй, красавица, заходи”). На открытой кухне повара готовят грузинские лакомства.
Неподалеку находится один из “долгожителей” рынка — лавка “Оливки из Греции”. “Усачевский очень изменился. Раньше был скромный, тихий, а сейчас стал громким, престижным, людным и дорогим. Но, несмотря на все изменения, я отношусь к нему, как ко второму дому. Люблю это место”, — говорит продавщица Луиза.

Усачевский рынок был построен в 1934 году, тогда здесь были стихийные торговые ряды, куда стекались крестьяне со всей области. В таком формате он просуществовал 40 лет, а в 1974 году его превратили в типовой советский рынок. В 2012 году Усачевский полностью обновили как снаружи, так и внутри: фасад обклеили желто-оранжевыми панелями, закупили новое оборудование, сменили арендаторов.
Тогда Усачевский остался одноэтажным, и в нем по-прежнему только торговали. В 2017 году рынок снова реконструировали, на этот раз серьезно: у Усачевского появились второй этаж и фуд-корты, увеличилось количество парковочных мест, снова поменяли большинство арендаторов, но главные перемены коснулись публики. Рынок в Хамовниках стал ориентироваться на молодых и состоятельных.
“На Усачевском всегда приятно, — делится впечатлениями студентка второго курса Яна. — Это одно из немногих мест, где можно спокойно работать, и при этом не терпеть запахи всех кухонь мира одновременно. Если сравнивать с Даниловским рынком, места здесь в разы больше. Много зелени, мягкого света и аутентичных заведений — по атмосфере довольно уютно. Единственный минус — после закрытия “Камеры Обскура” хорошей кофейни так и не появилось”.

Николай Илькин, старший по прилегающему к рынку кварталу Усачевка, огорчен нововведениями: “За внешней привлекательностью рынка, за оболочкой, скрывается новое, но не самое хорошее, по моему мнению, содержание. Поменялась структура, теперь основной упор сделан на общепит. Изменилась и ценовая политика — разовый поход за продуктами теперь обходится намного дороже, чем раньше. Кроме того, раньше парковка была бесплатная, а теперь – 100 рублей в час”.
Новые хозяева Усачевского не переживают, что здесь стало дороже. Они считают, что рынок теперь — это не более дешевая альтернатива магазину, а место встречи. “Сегодня людям недостаточно просто продуктов и просто вкусной еды, им нужен контент, атмосфера”, — считает Ирина Смолина, директор Усачевского по маркетингу.
Так, на обновленном Усачевском появился корнер Avocado Point, который из небольшого (и первого в России) авокадо-бара вырос в сетевое заведение, основным принципом которого является наличие авокадо во всех блюдах.

Его основательница Элина Осипова рассказывает, что идея создания Avocado Point родилась во время учебы во Франции, когда по медицинским показаниям ей нужно было есть много авокадо. Сначала девушка просто искала рецепты и готовила из авокадо разные блюда, а потом наткнулась на заметку о бруклинском кафе Avocaderia и решила создать аналог в Москве. Усачевский рынок Осипова выбрала неслучайно.
“Я живу в Хамовниках, выросла тут, и очень люблю наш район. Пока я училась, перестроили Усачевский. Я влюбилась в новый рынок, мы с мамой ходили сюда есть каждый второй день. Идея Avocado Point уже оформилась, но я понимала, что без какой-то предыстории нас не возьмут, поэтому мы начали работать на разных летних маркетах в формате pop-up. В конце лета мы сделали презентацию и отправили на почту, указанную на сайте рынка”, — рассказывает Осипова. Ее пригласили на встречу, а после дегустации почти сразу дали согласие.
По словам Илькина, сейчас на рынке сделан упор на дорогостоящие продукты, и арендаторов набрали таких, которые могут платить стабильно и много. “После реконструкции тех, кто не мог осиливать такие суммы, “выселили”. Например, лавка с чаем и кофе, которая была на Усачевском с незапамятных времен, теперь находится в соседнем квартале. Если раньше на рынок ходили около 30% местных жителей, брали молоко, мед, сыры, то сейчас ходят 3-4% в лучшем случае, которые могут себе это позволить. Остальные предпочитают ярмарку выходного дня”, — рассказывает Илькин.
“Я рядом живу, поэтому часто сюда заглядываю. В кафе на рынке не бываю, да и желания особого нет. Рынок ведь для того, чтобы продукты покупать и из них готовить еду дома, а не для того, чтобы есть уже готовую. В основном хожу за молоком, творогом и сырами. Цены, конечно, сильно возросли. Раньше покупала здесь овощи и фрукты, а сейчас уже не могу – бьет по карману”, — рассказывает покупательница лет шестидесяти, забирая пакет с покупками в молочной лавке. Для пенсионеров подобный формат рынка непонятен, но молодежь с удовольствием проводит время на фуд-корте.

“Фуд-корты – это отражение духа времени, а также нагоняет на рынок трафик и создает материал для инфоповодов. То есть лавки, корнеры, кофейни и другие точки распространяют информацию о своих предложениях и акциях, тем самым увеличивая поток посетителей. Кроме того, благодаря наличию фуд-корта усиливается потребительская лояльность”, — говорит Смолина. По ее словам, на Усачевском немало постоянных гостей, которые живут в окрестностях рынка, и которые не только покупают здесь продукты на регулярной основе, но и едят. Такие семьи знают своего продавца – они могут ходить в одну лавку годами, а продавцы, в свою очередь, иногда дают постоянным покупателям что-нибудь в подарок к покупке.
“Все поменялось, а особенно – дизайн рынка и контингент. Последний стал намного качественнее и платежеспособнее. Рынок, как таковой, уменьшился в объеме: метраж остался тот же, но теперь большая часть площади занимают рестораны. Тем не менее, нас все устраивает, да и покупателям нравится, хотя они часто говорят, что неплохо было бы расширить ассортимент и количество точек с продуктами, чтобы было «как раньше». В основном, конечно, изменения не нравятся старшему поколению. Молодежь оценила — это видно по посещаемости” – приветливая продавщица рыбной лавки “Дары моря” Альбина, с энтузиазмом рассказывает о том, как изменился рынок и его посетители после двух реконструкций.
Чтобы еще больше увеличить “трафик”, на Усачевском проводят специальные мероприятия. Например, этой зимой здесь придумали отметить Новый год. У хозяев Усачевского были опасения, что идея не придется по вкусу арендаторам, и они откажутся принимать участие в мероприятии, ведь каждый корнер решал сам, работать в новогоднюю ночь ли нет. В итоге мероприятие прошло удачно.

“Было больше людей, чем мы ожидали. Как только рынок открыл свои двери, в него хлынула толпа невероятной красоты девушек в вечерних платьях, с кофрами для сменной одежды, с профессиональным макияжем. Вот они заходят, и сразу понимаешь, что для них это важная ночь в году, и у тебя нет шансов на ошибку”, — делится впечатлениями директор рынка по маркетингу.
В последние годы превращение продовольственных рынков в торгово-развлекательные пространства — это уже тенденция. Так, на Даниловском рынке проводят мастер-классы по приготовлению различных блюд национальных кухонь. Рынок с самой разнообразной культурной программой, Центральный, развлекает даже самых маленьких. Там нередко ставят детские спектакли.
“Раньше рынок был грустным и скучным пространством, куда люди просто приходили купить продуктов. Цены на нем были выше, чем в магазине, но зато там можно было попробовать товар перед покупкой. Сейчас тенденция меняется, становится лучше. Это все европейские веяния. На рынках появляются фуд-корты, развлечения — теперь рынок как таковой перестает быть безликим. Я вот стал первым в России, кто пристроил к фуд-корту концертный зал, и сейчас пристраиваю рынок”, — говорит основатель гастрорынка “Подсолнухи Art & Food” Андрей Ковалев.
Сейчас на Усачевском рынке есть 26 корнеров и 7 ресторанов, два из которых, “Алмаз” и “Сыроварня”, принадлежат самому известному ресторатору страны – Аркадию Новикову. На Усачевском сейчас можно попробовать блюда грузинской, вьетнамской, итальянской, греческой и даже австралийской кухни.
Цены на рынке значительно выше, чем в магазинах. Так средняя цена яблок варьируется от 250 до 350 рублей за килограмм. Бутылка молока стоит 100 рублей, а сыр Маасдам можно приобрести по цене 99 рублей за 100 грамм.
С понедельника по четверг рынок открыт для посетителей с 8:00 и до 22:00, а с пятницы по воскресенье Усачевский работает до 23 часов.
автор: Виктория Рипа
Какой же это рынок теперь? Фуд-кортом бы назвали, и дело с концом )
Нет это не фуд-корт, а именно рынок для богатых людей, которые перестали есть замороженное мясо и консервы из холодильника, а предпочитают теперь посетить рынок и выбрав на этом рынке для ужина понравившееся парное мясо и ванильные эклеры или рыбу на льду и чизкейк не только купить их на вечер, но и пообедать чем-то свежим и оригинальным после того как сделан нелегкий выбор между вкусным и полезным !!! А для не очень богатых и для совсем небогатых, которые привыкли заполнять холодильник сразу на всю неделю не столько тем, что вкусно и полезно, сколько тем, на что хватает денег, есть другой рынок, место которого согласованно муниципальными депутатами района. Совет депутатов муниципального округа Хамовники принял Решение от 18 октября 2018 года № 19/1 «О согласовании места размещения ярмарки выходного дня района Хамовники на 2019 год». Контроль за выполнением этого решения возложен на Главу муниципального округа. Так что будем надеяться на то, что Глава будет каждую неделю посещать эту ярмарку с тем чтобы лучше понять по какому принципу на эту ярмарку попадают торговцы и как на этот принцип может влиять Управа района.
«Пока есть жизнь, есть и надежда».
Уильям Мейкпис Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
(собрание сочинений в 12 томах. М., Издательство «Художественная литература», 1975, т. 4)
К сожалению на ярмарке выходного дня далеко не все продавцы реализуют собственный товар. Большинство закупается на Фудсити и продаёт жителям этот товар значительно дороже. А что до Усачевского рынка. Это здорово, что у нас есть не просто общепит, как раньше, есть выбор. Но! Мы идём по американскому пути: заработайся денег, чтобы не было нужды готовить дома. Согласно нашим родным русским традициям: семья собирается лома за столом не только в праздники. Вкусно и интересно готовить русские хозяйки умели всегда и это очень ценилось заезжими кавалерами с Запада. А сейчас, много ли молодых барышень умеют печь пироги и блины — традиционные русские блюда, вкусные и разнообразные. Мы утрачиваем не только архитектурные ценности, так оперативно разрешаемые московскими чиновниками, мы теряем свою самобытность. Нас усредняют и апгрейдят. А это печально