Вверх по лестнице, ведущей вниз

После выпуска воспитанникам коррекционных интернатов приходится нелегко: без базового школьного образования и хоть какого-то жизненного опыта шансов реализовать себя у них мало. Общество тоже относится к ним без симпатии и с предубеждением, не понимая, с какой стати к взрослым выпускникам детских домов нужно относиться по особенному. Но есть организации, которые помогают таким людям социализироваться, вселяют веру в себя, помогают окончить среднее общее образование и устроиться на работу. Одно из таких мест — центр равных возможностей «Вверх» — находится в Хамовниках. Лида Матвеева поговорила с сотрудниками и выпускником центра, чтобы узнать, как появился «Вверх», как он устроен и чем занимается.


«Когда мне было 7 лет, мне говорили о том, что в 21 год я буду валяться где-нибудь под мусоркой, что я стану наркоманом и алкашом. Но, как вы заметили, я общаюсь с вами, мне 21 год, и я еще не спился и не умер. И у меня есть тоже такое желание доказать тем людям, что я не умер, у меня есть образование, я прекрасно живу и у меня все хорошо», — говорит Иван Помогаев, студент центра «Вверх».

Обычно в 20-30 лет человек уже работает и строит карьеру. Но если это выпускник коррекционного интерната, то для того, чтобы получить аттестат, ему придется оканчивать школу уже после совершеннолетия.

https://sun9-20.userapi.com/impg/sstLOZpb-2uG9RDxvR6e9dfofMzXiDD4bRiyZw/4HvlJ27CHe8.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=80f8d6f5c4b065a1edabbfae98fa8692&type=album

В коррекционный детдом, в отличие от обычного, отправляют не просто ребенка без родительского попечения, но с выявленным ментальным диагнозом, поэтому в интернате для него подготовлена особая образовательная программа, соответствующая уровню 5-6 класса обычной школы.

А если ребенок из коррекционного детдома попадает в психоневрологический интернат (ПНИ), он может и вовсе остаться без образования, а значит, и без перспектив попасть на работу и хоть как-то устроиться в жизни. Так, по оценке главного психиатра РФ Зураба Кекелидзе на 2020 год, 46% подопечных ПНИ лишены даже начального образования, а 60% не умеют пользоваться деньгами, обслуживать себя и жить самостоятельно.

Центр «Вверх» стремится к тому, чтобы дать выпускникам коррекционных детдомов и ПНИ образование и помочь им построить карьеру. Сегодня благодаря обучению в центре 118 воспитанников закончили 9 классов средней школы, 39 окончили 11 классов, 33 человека получили дипломы колледжей, а 14 – дипломы ВУЗов.


https://sun9-57.userapi.com/impg/voujPf2Nwyf_rZYs7LMAOPsjo1TGRhqgTJEMFQ/WwN4QsOWB08.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=1d4ba72457cfc780e2ad90c8f05cca46&type=album

Ольга Тихомирова, директор центра «Вверх»: про основание центра, финансирование, преподавателей и студентов

В конце 90-х и начале 2000-х иностранцы, работающие в разных компаниях в Москве, решили оказывать помощь воспитанникам и выпускникам детских домов. Они спросили у директоров этих учреждений, в чем больше всего нуждаются их подопечные. Почти все ответили одинаково: в образовании.

Тогда в детские дома направили группы волонтеров и преподавателей, которые дополнительно занимались с ребятами. Результаты стали заметны уже в первый год: никто не стал второгодником из тех, кто по всему должен был бы им стать. После такого успеха программу продлили еще на несколько лет. 

Но в Москве было много выпускников детдомов, которые по разным причинам вообще не окончили 9 или 11 классов, поэтому решили создать организацию, которая бы им в этом помогла.

Занятия проходили в помещении, которое предоставила англиканская церковь в Вознесенском переулке, куда я пришла работать как преподаватель истории и обществознания. Потом мы зарегистрировали организацию, она называлась ROOF, и уже в 2010 году учредители предложили нам продолжать работу центра. Мы с коллегами переименовали его в центр «Вверх».


Педагоги

Среди педагогов нашего центра есть, конечно, те, кто работают в системе общего образования. А есть и те, кто в эту систему не очень вписываются и приходят к нам. Для нас преподаватель, который ведет занятия, — это абсолютно ключевая фигура, поскольку изначально ребята приходят к нам за знаниями, но впоследствии остаются именно потому, что находят в каждом учителе нечто большее, чем просто преподавателя какого-либо предмета.

Но при этом просто хорошего, но неквалифицированного человека, мы взять не можем, потому что уровень профессионализма учителей должен быть абсолютным.

«Шахматная елка» и подготовка тематического угощения

На 90% преподаватели здесь работают за плату, а волонтеры обычно или уходят, или переходят на оплату. При этом наша зарплата неконкурентоспособна для оплаты такого качественного репетитора. Все же частные учителя получают в разы больше.


«Руки оттуда»

Финансирование мы ищем. Всегда. Отдельное направление нашей работы – это фандрайзинг, привлечение средств.

Мы понимаем важность этой работы, потому что если не будет работать фандрайзинг, то не будет преподавателя, а не будет преподавателя — не будет здесь ничего. 

Несколько лет назад воспитанники «Вверх» самостоятельно мастерили скворечники и открытки, которые выставляли на благотворительной рождественской ярмарке, в результате чего про центр узнало много людей. А позже увлечение студентов переросло в мастерскую «Руки оттуда», в которой ребята создают очень красивые открытки и товары для дома из дерева, а затем продают в онлайн-магазине.

Елочные игрушки магазина мастерской «Руки оттуда»

Сарафанное радио

Мы принципиально стояли на том, чтобы ребята приходили к нам сами. И, поскольку мы много лет располагались в англиканской церкви и из-за ограничения в пространстве не могли вместить всех желающих, то никогда специально никого не искали и не звали. Ребята всегда узнавали о нас друг от друга, и такое сарафанное радио работало отлично. 

И это очень важный момент. То есть человек, который глубоко стесняется своего незнания — а ведь кто-то ему внушил, что он не в состоянии знать —  обычно всячески это прячет. А тут он приходит и говорит: «Я хочу учиться». Это достойно уважения. Он самостоятельно совершает этот шаг и идет, преодолевая и трансформируя себя.

Поэтому наша задача — поддерживать ребят уже на этом этапе, чтобы они не потеряли эту мотивацию, запал. Мы много спорим с коллегами-сотрудниками, будем ли мы принимать тех, кто пришел к нам уже после начала учебного года, ведь процесс обучения уже идет.

Но мне очень сложно отказать, вспоминая, как ребята рассказывали, насколько им было страшно прийти к нам и попроситься учиться. И, зная это, кому-то предложить прийти через полгода я просто не могу, ведь понимаю, что второй раз человек может уже не прийти.

Но в этом году мы ограничили прием заявок: желающих так много, что мы не можем уместиться даже в этих залах.


Стиль жизни

Иногда, конечно, запал наших студентов спадает, ведь ребята к нам все же приходят после учебы или работы каждый день на протяжении многих лет. Сколько раз я слышала от студентов: «Все, я не могу больше, уже 5 лет каждый день учусь, работаю и снова учусь… Сколько можно?»

Но, когда они заканчивают какой-то этап — сдают экзамены или поступают в колледж, — то оказывается, что наступает совершенно другой формат существования. За время обучения в центре они привыкли, что после работы идут учиться. А когда ты вдруг не пошел на учебу, то оказывается, что без этого скучно. И для них это такой «вверховский стиль жизни». 

Правда, ребятам и мне все время кажется, что самый главный результат, которого мы можем добиться — это чтобы ребятам процесс познания стал действительно интересен. И тогда мы им уже не нужны. 


https://sun9-45.userapi.com/impg/SqmfiTncBzosEDnvnVGOjKndnNzez48HgGaFHg/s-DPtZPTKMA.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=e00550b79b483ce28f3b18048da7f986&type=album

Дарья Андреева, руководитель программы «Профи» по профориентации и трудоустройству и проекта «Самостоятельные взрослые»: про мотивацию к обучению, трудоустройство и выбор профессии

Потеря мотивации

Если студент резко перестает ходить на занятия, то мы, конечно, реагируем. У нас есть группы, у каждой из них есть куратор, который включен в процесс обучения и вообще в жизнь каждого студента. У нас бывают истории, что мотивация падает, ведь ходить с понедельника по субботу учиться — это сложно даже физически. Бывает так, что ребята бросают обучение из-за каких-то материальных проблем. Им надо в первую очередь решать их, а потом уже продолжать обучение. Но, если кто-то пропадает из группы, куратор всегда реагирует.

Если есть причина, на которую мы можем повлиять, как-то помочь, например, найти какую-то подработку или решить эту проблему юридически, мы включаемся, разрешаем проблему и человек возвращается к нам.

Помощь с трудоустройством

Для того, чтобы одна из таких проблем решилась, мы подключаем программу «Профи», которая помогает ребятам трудоустраиваться.

Участники турнира центра «Вверх» «Шахматная елка» играют партию

Работа — важная и иногда необходимая часть в жизни ребят, которые у нас учатся, поэтому мы организовали специальную программу, через которую мы трудоустраиваем наших студентов.

В «Профи» очень много разных направлений работы. Мы для ребят проводим тренинги по развитию навыков, которые им потребуются при трудоустройстве, проводим профессиональные пробы, стажировки и помогаем с трудоустройством. 

Ребята к нам обращаются с разными запросами: для кого-то это профориентация на будущее, у кого-то, например, денег нет и срочно нужно трудоустроиться, но отсутствуют навыки и образование, а кто-то хочет себя попробовать, скажем, в роли библиотекаря, но не знает, интересно это ему или нет, поэтому проходит профессиональные пробы. Еще мы приглашаем гостей из разных сфер, которые рассказывают про работу и про то, как они вообще выстраивали свой карьерный маршрут. Это очень помогает расширять горизонты.

Во время учебы студенты нередко обращаются к нам с целью найти работу. Они часто устраиваются официантами, курьерами или поварами. Такую работу можно легко совмещать с учебой в центре, благодаря гибкому графику. Да, в большинстве таких профессий образование не имеет значения, но у ребят все равно есть мотивация к обучению.

Некоторые понимают, что достигли своего потолка в плане карьеры и горизонта, и потому уже не могут без образования. Как будто бы есть какая-то преграда, планка, которую не преодолеть, если не получить образование.


Иван Помогаев, студент центра «Вверх»

Иван – красивый улыбчивый парень, сейчас ему 21 год, и параллельно с учебой в центре он учится в колледже по специальности «Сервис по химической обработке изделий» и мечтает стать актером. В этом году ему предстоит сдать экзамены в «Вверхе» за 9-й класс, чтобы поступить в колледж на актерское отделение.

У меня было три детских дома. Всего я учился 9 лет и окончил спецшколу на уровне пяти классов общеобразовательной школы. Так как у меня нет аттестата, то есть свидетельства об образовании, без которого в нормальное учреждение не попасть, у меня есть только ограниченный круг специальностей, на которые я могу поступить. 

В «Вверхе» я учусь, чтобы окончить 9 классов – хочу поступить в колледж на актерское.

Сейчас обучаюсь в колледже по специальности «клининг». Я пошел туда, потому что там еще есть стипендия в размере 12 тысяч, и это то, что мне помогает учиться в «Вверхе», потому что совмещать учебу с работой очень тяжело сейчас для меня.

В центр я попал в 2019-ом, мне тогда было 18 лет. Узнал я о «Вверхе» случайно: у меня был знакомый в детском доме, Кирилл, который туда уже ходил, но почему-то сказал, что мне там не помогут. Потом туда стало ходить еще несколько ребят, и я тоже решился. Пришел туда, заполнил специальную форму, и меня зачислили.

https://sun9-83.userapi.com/impg/sGvcvfulV8WUF_XomcycgVAW_6-KEqEWdz65cA/JMxcmLOPIes.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=ce7966b41d7f3baa6c74580fc9b7583c&type=album
Центр «Вверх» очень красиво расположен  – он стоит на Саввинской набережной прямо на берегу Москвы-реки. Учебные аудитории занимают целых два этажа, помимо них есть кухня и небольшая столовая, библиотека, а также зоны, где студенты могут собраться поговорить или отдохнуть в перерывах между занятиями.

В этом году я сдаю экзамены за 9-й класс, и после у меня будут все шансы поступить на актерское. На Шаболовской есть колледж, где бы я хотел учиться. Я пока еще не изучал порядок поступления туда, но планирую этим заняться. В будущем я бы хотел поступить в Московскую школу нового кино, но там нет бюджетных мест, поэтому я жду, когда они появятся.

Хочу я играть в театре или в кино — сложный вопрос. Сейчас меня больше тянет на сцену. У меня есть уже несколько главных ролей. С 2016-го года я выступал в театре, который называется Art in Soul, где у меня была одна главная роль в постановке «Мой дядя самых честных правил» Фазиля Искандера. На одном из фестивалей я получил награду за лучшую мужскую роль.


«Вверх» для меня — это то место, где есть равноправие. Оно выражается в том, что ты можешь заявить о себе, о том, что ты есть, о том, что ты не какое-то чмо, что ты тоже человек, у которого есть своя позиция, свое мнение.

Здесь я научился отстаивать себя и свои границы, научился уважать людей, понимать их. И вообще для меня сам центр — это место, где учеба — основной приоритет, но все-таки это еще и сообщество, где тебя правда понимают и готовы принять абсолютно любым, несмотря на твою ориентацию или нацию. И новичка всегда предупреждают о том, что у нас нет дискриминации, то есть «если ты сейчас будешь пытаться над кем-то издеваться, то извини, пожалуйста, тебе не к нам». Мы все за то, чтобы ничего такого не было.

Ребята со мной учатся хорошие. Не могу сказать, что в центре я обрел друзей, скорее нашел приятелей. Также у нас прекрасные преподаватели: например, мне очень нравится Таисия Евгеньевна, которая ведет у нас географию. Это один из моих любимых преподавателей. Как человек она мне очень нравится. Она очень приятная. Для меня она как цветочек, который ты боишься сорвать и хочешь, чтобы он всегда цвел и чтобы никто его не срывал. У нас есть еще психолог Руслана Яценко — она тоже человек очень приятный, и я с ней хорошо общаюсь.


В детском доме дискриминации было очень много. И если брать мой первый детский дом, то там было достаточно много издевательств над нами именно со стороны педагогов: нас постоянно били, над нами издевались. Были случаи, когда воспитатель приходила к нам пьяная в 3 часа ночи и будила, не давала нам спать. На нас травили ребят взрослых, которые нас били.

Я жил в детском доме до 2016-го года, потом меня забрали в приемную семью, и я два года просто ходил в школу и в театральную студию, а потом как раз начал заниматься в «Вверхе».

Сейчас мне уже 21 год, в приемной семье я находился с 16 до 18 лет. Мы с родителями хорошо общаемся, но с мамой у меня лучше контакт налажен – с папой у нас отношения не сложились еще изначально. К маме я по выходным приезжаю в гости, и, когда у меня бывают проблемы финансовые, она мне тоже помогает. А сам я живу один, так как после 18-летия получил квартиру от государства.

Жизнь после детдома

https://sun9-72.userapi.com/impg/_PpBQnNWBkvpTd_Vb2LiRan_Rm7w9VWA2a-weQ/5UPeoOZxLOs.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=d46fe68eae4bedc3ebe8c286ddf550f3&type=album

Из детского дома ты выходишь на свободу и не знаешь, куда тебе идти и что делать, как решить ту или иную проблему, как обратиться в МФЦ, к примеру, как оплатить ЖКХ, как правильно тратить деньги. 

В центре нас этому тоже обучают. Руслана, например, нам рассказывает про всякие бытовые штуки. У нас даже есть такой предмет, где мы говорим про мотивацию, реализацию в жизни, о том, как поднять себе настроение. И также в «Вверхе» можно в принципе подойти к любому человеку, и тебе помогут по любому бытовому вопросу.

Некоторые ребята, с которыми я рос, к сожалению, пошли не тем путем. У меня был один знакомый, которому я пытался помочь. Он сидел на наркоте, а я пытался предложить ему другие варианты. Но потом я сказал ему: «Если ты захочешь — сделаешь все сам, я не хочу больше тебе помогать».

Помимо каких-то пагубных привычек есть и такое, когда выпускники детдомов специально не работают, чтобы получать ежемесячные выплаты от государства. Но меня это не коснулось, потому что с 16 лет я подумал, что стоит пойти заработать денег, чтобы не сидеть у приемных родителей на шее. У меня тоже есть много ребят, которые числятся на бирже труда сейчас и получают хорошие деньги. Есть и те, кто получает эти выплаты, но при этом учатся в «Вверхе», занимаются другими вещами, а полученные деньги откладывают на что-то лучшее, например, на квартиру.

При этом я считаю, что закончить школу или в дальнейшем высшее или профессиональное учреждение не столь важно для успешной жизни. Сейчас есть куча разных курсов, которые ты можешь закончить, не имея высшего образования. Если ты хочешь развиваться, то можно найти какие-то другие ресурсы, где ты мог бы обучиться и иметь отличный статус в этой сфере и реализовывать в ней себя.

полная версия материала, опубликованного в газете «Ленивка» (номер 11 за январь 2022 года)

Вверх по лестнице, ведущей вниз: 1 комментарий

  1. Вот цитата из этого очерка: «Но в этом году мы ограничили прием заявок: желающих так много, что мы не можем уместиться даже в этих залах».
    А вот и возможное решение…
    Решения внеочередного заседания Совета депутатов муниципального округа Хамовники от 7 июня 2018 года:
    «О признании победителями конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы по адресу:
    3 Курсовой пер., д.15
    4. Чистый пер., д.6, стр.1
    5.Комсомольский пр-т, д.46, корп.1
    6.ул. Т.Фрунзе, д. 20
    7. ул.Погодинская, д. 20, корп.5
    8. ул.Доватора, д.14
    9.Кооперативная ул., д.3, стр.6
    10. 2-ой Неопалимовский пер., д.7
    11.ул.Остоженка, д.7,стр.1
    12 ул.М.Пироговская, д.6/4,корп.1
    13. ул.Плющиха, д.9,стр.4
    14. ул.Плющиха, д.43-47
    15. ул.Пречистенка, д.8, стр. 3
    16. ул.Пречистенка, д.34/18, стр. 3
    17.Староконюшенный пер., д.5/14
    18.Смоленская –Сенная пл. , д.27, стр.7 (1)
    19.Смоленская –Сенная пл. , д.27, стр.7 (2)
    20.ул.Усачева, д.29, корп.9
    21.Фрунзенская наб., д.10
    22.Фрунзенская наб., д.18
    23.2-я Фрунзенская ул., д.7
    24.3-я Фрунзенская ул., д.12
    25. Хамовнический вал, д.28 »
    Может быть депутаты наберутся смелости и проведут проверку выполнения «договоров на реализацию социальных программ» по всем вышеуказанным адресам. А затем по итогам проверки проведут новый конкурс и участвовать в нём пригласят организацию, которая является настоящим героем данного очерка.
    «Человеческое счастье создается не столько большими удачами, которые случаются редко, сколько небольшими каждодневными улучшениями». .Бе́нджамин Фра́нклин (англ. Benjamin Franklin; 17 января 1706 – 17 апреля 1790. Первый американец, ставший иностранным членом Петербургской академии наук. Вопреки распространенному заблуждению, Франклин никогда не был президентом США.)

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *