В библиотеке имени Фурцевой, расположенной на Фрунзенской набережной, с прошлого года работает Женский культурный центр. Журналист Илья Поляков отправился туда на творческий вечер «Женская классика или тургеневские женщины» и поговорил с художественным руководителем ЖКЦ Иваном Овчаровым о феминизме, депутате Госдумы Слуцком и заслугах министра культуры СССР Фурцевой. В Департаменте культуры мэрии Москвы остались недовольны текстом интервью, требовали его не публиковать, а закончилось все тем, что Овчаров из центра ушел.
На творческом вечере было не протолкнуться: библиотека похожа на большую уютную советскую квартиру, в которой собралось слишком много гостей. На стенах глухие шторы и картины. Если затеряться среди алых бархатных стульев, дверей и пожилых женщин, сверкающих своими улыбками и нарядами, то можно поверить, что пришел на какой-то большой юбилей. Овчаров, с которым мы договорились на интервью накануне, ходил из комнаты в комнату, прерываясь то на телефонный звонок, то на помощь опаздывающим на творческий вечер. Наконец, он пригласил меня в свой кабинет, где было чуть потише.
— Иван, расскажите поподробнее про деятельность Женского культурного центра.
— Идея создать Женский культурный центр (ЖКЦ) родилась пару лет назад, когда я попал в библиотеку имени Фурцевой. Здесь было много проектов без какой-либо единой концепции, и я решил попробовать выстроить у нас своеобразный стержень или ядро.
Сначала появилась идея сделать женский деловой клуб — собрать женщин, у которых есть бизнес или творчество, чтобы они проводили здесь свои междусобойчики, устраивали нетворкинг, если можно так сказать. Прошло время, проект запустился, но просуществовал недолго. Стало понятно, что нужно мыслить шире, и в мае 2017-го года мы открылись в новом формате.
Сейчас ЖКЦ — это пространство для развития современной женщины в мегаполисе. Это открытая площадка, где проходят выставки, кинопоказы, мастер-классы и лекции (например, в марте здесь певица Ирина Тонева, член Союза художников Мария Пак и депутат Мосгордумы Инна Святенко обсуждали «растущую роль женщины в современном обществе и вопросы поиска баланса между построением карьеры и созданием семьи»).
— Вы открыли Женский культурный центр в то время, когда во всем мире стараются избавиться от отношения к женщинам как к особой группе, нуждающейся в определенных условиях и правах. Не боитесь ли вы отпугнуть москвичей таким узким гендерным позиционированием?
— Хороший вопрос. Нет, не боимся. Как ни крути, у культуры — женское лицо. Даже в семье женщина является неким определителем культурного курса. У нее элементарно больше времени, чтобы найти мероприятие, куда можно пойти с мужем или с детьми. Мы открыли ЖКЦ, чтобы женщина еще лучше смогла исполнять эту роль. Мы не про феминизм, а про женскую тему в культурологическом аспекте.
— Я с вами согласен, но сейчас женщины борются за то, чтобы к ним не относились как к женщинам. Например, при приеме на работу. Если женщину рассматривают не как кандидата с определенными навыками, а, в первую очередь, как женщину, это существенно ущемляет ее интересы. ЖКЦ — как раз то место, где все недвусмысленно говорит: «это для женщин». Многих подобные рамки могут насторожить.
— Нет, и я объясню почему. Есть же мужские, к примеру, сигарные клубы. Никто же не спрашивает почему в бане мужские и женские отделения?
— Это связано с физическими различиями.
— Да, но у мужчин есть и свои разговоры. Они собираются в сигарных клубах, деловых пространствах. Тоже самое и у женщин. Мы только стараемся поддерживать эту систему и не стремимся четко разделить мужчину и женщину.
— На открытии ЖКЦ вы говорили: «в нашем центре женщина сможет найти себя в таком большом и непростом городе как Москва». У меня есть опасения, что может быть как раз наоборот. Если в ЖКЦ женщина будет чувствовать к себе особое отношение, ей будет гораздо сложнее справляться с негативом или с равнодушием к себе в городской среде. Она будет постоянно ждать внимания от окружающих.
— Как бы мы к женщинам не относились, это никак не повлияет на их способность справляться с трудностями. Женщины вообще гораздо более выносливее чем мужчины. Мы — наследники поколения, которое прошло войну. Тогда многие мужчины не вернулись, и на женщинах оставалось все хозяйство и семья. Их проблемы были гораздо серьезнее всего того, с чем можно столкнуться сейчас при жизни в мегаполисе.
В любом случае, у нас нет настолько рафинированного и мягкого подхода. Если мы видим женщину и, к примеру, вас, то не бежим ее усаживать, предлагать чай, а про вас как будто забываем. Мы просто рассказываем им о том, с чем придется столкнуться. Многое из этого они, конечно, и сами в состоянии преодолеть.
— На базе вашего центра работает проект «Люди в культуре», который помогает найти работу в культурной сфере. Разве это так нужно женщинам? По-моему, в культуре их и так много, при этом во многих других областях работу практически не найти.
— Я понимаю, но мы работаем в только в сфере культуры, поэтому и взяли этот проект. Помогать женщинам находить работу и отстаивать свои права в других областях для нас — уже непосильная задача. Этим занимаются правозащитники и общественники.
— В ЖКЦ регулярно проходят лекции и мастер-классы известных женщин — представительниц творческих профессий. Их истории обычно содержательны, но в практическом плане бесполезны. Лучшей мотивацией и руководством к действию могли бы служить рассказы о том, как женщина столкнулась с негативным отношением к себе из-за пола и вопреки нему добилась успеха. Почему бы не пригласить кого-нибудь с чуть более драматичной личной историей?
— Вы правильно заметили, что драматический жанр привлекательнее, так как с подобного рода проблемами сталкиваются все. Их легко представить и посочувствовать рассказчику. Мы больше про позитив, но это не значит, что те, кто к нам приходят, не рассказывают про трудности. Во всех историях успеха есть период падения. Большинство наших гостей-спикеров рассказывают и о нем.
— Было бы здорово пригласить Земфиру. Я знаю, что она живет неподалеку.
— Да, но ее пригласить достаточно сложно. Для этого надо придумать тему или посыл, с которым она могла бы выступить. Если бы она, к примеру, написала книгу, можно было бы устроить презентацию для соседей, для «своих». Другого варианта пока не вижу, но обещаю подумать на этот счет во время летнего мозгового штурма с командой.
— Последнее время и в России, и в мире обсуждаются сексуальные домогательства. У нас —скандал со Слуцким в Госдуме, а на Западе — история Харви Вайнштейна в Голливуде. Вы как-нибудь планируете касаться этой темы в работе центра?
— Точно нет. Мы вне политики, религии и секса. Не забывайте, что мы — в первую очередь бюджетное учреждение.
—Но тем не менее — это реальная женская проблема, на которую ЖКЦ не должен закрывать глаза.
— Мы не закрываем, мы сопереживаем, но у нас нет ресурсов, чтобы оказать помощь. Этим должны заниматься правозащитные организации.
— Вы уже не первый раз говорите про нехватку ресурсов, но что мешает провести вам мастер-класс по развитию самооценки или уверенности в себе, благодаря которому девушки найдут в себе силы дать отпор или просто рассказать об инциденте?
— Понимаете, мы работаем в рамках задач, которые нам поставили. Они исключительно культурологические.
— На открытии ЖКЦ вы приводили в пример Екатерину Фурцеву, которая, несмотря на все достижения, для многих остается министром культуры СССР — страны, от связи с которой мы никак не можем избавиться. Вы открываете центр для решения проблем современных женщин и связываете его с фигурой министра культуры СССР. Почему?
— Мы должны помнить свою историю, свои корни независимо от того, как называлась страна, откуда они произошли. Фурцева сделала очень много для нашего города и, в частности, для нашего района. Даже Московский кинофестиваль, который сейчас проходит на ура, реанимировала она.
Мы же не говорим, что руководствуемся теми принципами, что были в советское время. Мы живем в современном ключе и просто иногда вспоминаем о том, что было для нас сделано.
— Какие у ЖКЦ планы на будущее?
— В мае у нас ночь музеев. Что конкретно будет, сказать не могу, но обещаю, что будет интересно. А ближе к осени мы представим свой фирменный стиль и для библиотеки, и для ЖКЦ. Это будет новое прочтение Фурцевой.
автор материала: Илья Поляков
фотографии с сайта «Библиотеки центра Москвы»
***
редактор «Мха» Илья Азар: Текст интервью по просьбе Ивана Овчарова автор отправил в дирекцию культурных центров при департаменте культуры мэрии Москвы. Там интервью «не согласовали». Овчаров объяснил, что вопросы сочли провокационными, а в его ответах «библиотека предстала, как ограниченное стереотипами госучреждение».
Я позвонил в дирекцию культурных центров, где объяснили, что ответы не соответствуют современному имиджу библиотеки, предложили интервью с Овчаровым не публиковать, заменив его новой беседой уже с директором библиотеки имени Фурцевой. Я ответил, что такой вариант нам не подходит, и в крайнем случае я готов поставить два интервью вместе. В дирекции взяли время на размышление, а, перезвонив, сказали, что свой запрет на публикацию снимают.
После этого свои изменения в текст захотел внести уже сам Иван Овчаров, но на следующий день вместо правок вдруг прислал письмо, в котором написал: «Увы, у меня не очень хорошие новости. Я завершил свою работу в Женском культурном центре, поэтому мое участие в интервью не актуально».
Я сочувствую Ивану Овчарову, если именно интервью «Мху» повлияло на его карьеру в библиотеке Фурцевой (а судя по всему, это именно так), но убежден, что после его ухода из ЖКЦ интервью, наоборот, стало еще более актуальным.
Да, интервью получилось немного однобокое. Не, по центр спрашивали, для чего его создали, кого ждут в его стенах, на кого ориентирован, какую пользу приносит, как помочь центру. А больше про отношение директора к современным общемировым тенденциям про иманципацию.
Основа статьи — рассказать читателям, что оказывается во всем мире гендерное различие стираются…
Вот, когда женщины перестанут ходить в этот клуб, а начнут создавать свой другой по своим интересам, то только это покажет, что интересы сменились. Сама жизнь и бизнес покажет, что данный формат не окупается.