В Центре документального кино около станции метро Парк Культуры в ближайшие несколько дней показывают фильмы Beat Film Festival из программы «Новые люди», которую курирует сценарист и бывший медиа-менеджер Александр Горбачев. Он рассказал Нине Абросимовой, как отбирал фильмы для фестиваля, почему документальное кино становится популярным и что он советует посмотреть на фестивале и дома. Поторопитесь: билетов почти не осталось!

Александр Горбачев: Документальное кино — такое же зрительское, как и художественное. Понятно, конечно, что их экономические масштабы несопоставимы. И даже самые успешные документальные фильмы в российском прокате, как например фильм о «Гражданской обороне» и Егоре Летове, все равно по объемам продаж билетов никак не приближаются ни к «Мстителям», ни к фильму «Движение вверх».
Но документальное кино перестало быть какой-то маргинальной странной штукой. Никому уже не кажется странной идея пойти на него в кино, а не посмотреть дома на Netflix.
Во многом это заслуга Beat Film и других кинофестивалей.
Я не специалист, я человек, который как бы сбоку наблюдает (Александр попросил включить эту фразу в итоговый текст, чтобы не казалось, что он «выступает с табуретки» — прим.ред.). Я могу рассказать о каких-то своих ощущениях, и мне кажется, что документальное кино довольно долгое время ассоциировалось с телевизором. И люди не хотели смотреть его в кино.

При всем уважении к, допустим, Леониду Парфенову, его фильмы на большом экране смотрятся довольно странно. Это все-таки телевизионный продукт.
Документальные фильмы для больших экранов — сюжет тоже не новый, конечно, но мне кажется, что какой-то новый язык такого кино, новые подходы к нему в Россию стали приходить как раз вместе с фестивалем и довольно сильно развились за последние 10 лет.
Есть тут и существенная роль технологических обстоятельств. Грубо говоря, раньше, чтобы снять документальное кино, нужно было тащить куда-то камеру, оператора и технику. А теперь можно в общем-то и на айфон снять какой-нибудь фильм. А можно на Mark II (фотоаппарат марки Canon — прим.авт.), который, конечно, дорогой, но не запредельно, и его одного достаточно. Как я понимаю, сделать какое-то классное документальное кино в значительной степени дешевле, чем сделать какое-то классное художественное, где нужны бюджеты, натура, кастинг и так далее.

Первую программу для Beat Film Festival я сделал летом 2017 года. Она называлась «Последствия медиа» и состояла из фильмов на темы, связанные с журналистикой.
Там был, например, мой любимый фильм «Щекотка» про журналиста утренней передачи в Австралии, который разговаривает со всякими странными людьми, интервьюирует какого-нибудь человека-медведя или человека, который имплантировал себе рога.
Тут он обнаруживает, что существуют какие-то чемпионаты по щекотке. Он хочет с кем-то там поговорить, но его дико отфутболивают, еще и гомофобски обзывают пидорасом. И он начинает очень интересное журналистское расследование. Это один из лучших документальных фильмов, которые я видел.
Как это все отбиралось? Я прошелся сначала по всем каталогам новинок с главных мировых документальных фестивалей. Потом создал документ, где разбил лучшие фильмы по категориям. Показал этот список ребятам, [организаторам фестиваля]. Они сказали: «Вот это мы видели, вот это не очень классный фильм, вот это мы уже берем в основную программу, вот это вот нам скорее всего не дадут, а вот этот ты можешь посмотреть».
Я посмотрел фильмов, наверное, двадцать. Не все целиком. Что-то просто вырубал, потому что это скучно, неинтересно, предсказуемо и так далее. Например, был фильм Feminister про шведскую министерку иностранных дел. Там пафос в том, что она собирается строить международные отношения по феминисткой линии. Дальше она пытается это воплотить на практике, но мало что получается.
Завязка вроде интересная, но по факту в фильме ничего не происходит, они мучительно согласовывают что-то в ООН, им это не удается, женщина плачет в кабинете. Хорошая история и скучный фильм, бывает.

«Новые люди» — это программа из фильмов про пионеров, героев или первопроходцев в каких-то свои областях. Например, люди из храма Сатаны устанавливают первую статую Сатаны на американской земле у Капитолия в Арканзасе, чтобы противопоставить ее монументу с десятью заповедями (фильм «Во славу тьмы?«).
Майк Уоллес — пионер современного телевидения. Он, например, придумал форму новостного альманаха, которая сейчас используется везде, в том числе и на российском телевидении (фильм «С вами Майк Уоллес«). Челси Мэннинг — первая из новой волны людей, которые сливают документы в публичное пространство, чтобы обеспечить какую-то прозрачность информации. Плюс она трансгендерная женщина. Наверное, не первая, но одна из первых трансгендерных знаменитостей в США и уж точно самая противоречивая (фильм «XY Челси»).
Фильм «Изобретатель» — про фейковое первопроходство. Про девушку, которая сказала, что перепридумает современную медицину и будет делать дешевые анализы крови, по которым человек будет понимать, чем он будет болеть в следующие пятьдесят лет. В итоге все это оказалось неправдой.
С фильмом («Война искусств») про европейских современных художников в Северной Корее тоже все понятно — до них там современных художников никаких не было. Ну и Мохаммед Али — очевидный герой, человек, который сделал бокс частью большой поп-культуры и частью политики. Он не просто спортсмен, который людей в морду бьет, но еще и такой весельчак, который во всех вселяет какую-то бодрость духа (фильм «Меня зовут Мохаммед Али«).
Фильмы из основной программы я, к сожалению, не смотрел. Я очень хочу посмотреть «Трех одинаковых незнакомцев» — фильм про то, как три незнакомых взрослых человека обнаруживают, что они похожи как три капли воды, и потом выясняется, что они близнецы. Гениальная история!

И Push — фильм про рынок недвижимости в современном мире. Казалось бы, скука полная, но я доверяю Кириллу (Кирилл Сорокин, основатель фестиваля — прим.ред.), который говорит, что это классный фильм про то, как нас, грубо говоря, капитализм наебывает.
Еще я хочу посмотреть Raving Riot про прошлогодние протесты в Тбилиси, когда люди вышли на площадь бороться за рейвы.
Насколько я понимаю, режиссер и его команда поехали снимать фильм про грузинскую рейв-культуру, приехали, а тут все и началось. Это то, что Даниил Туровский называет [работой] «бога журналистики» — моментом, когда Вселенная передает тебе привет и все начинает происходит ровно тогда, когда ты там оказываешься.
Но боюсь, что я очень мало посмотрю фильмов на большом экране и как привилегированная сволочь буду смотреть дома на проекторе по ссылкам, которые попрошу у кураторов фестиваля.

Какие-то фильмы из фестивальной программы впоследствии появятся на торрентах, некоторые на «Амедиатеке», некоторые, скорее всего, нигде не появятся. Но, например, воспетый Юрой Сапрыкиным фильм Free Solo в любом случае круче смотреть в кинотеатре на большом экране. Потому что огромная скала на большом экране — это лучше, чем огромная скала на твоем маленьком компьютере.
Чтобы никто ничего не упустил, для некоторых фильмов из программы мы сейчас устраиваем дополнительные показы. На выходных, например, будет еще один показ «С вами Майк Уоллес». На первые сеансы пришли всякие уважаемые журналисты типа того же Туровского, Ильи Барабанова и Александра Уржанова, им понравилось, и я подумал, что стоит это показать еще раз.

Расписание сеансов в ЦДК
«Во славу тьмы?»
Фильм про американских сатанистов, которые борются за свои права
8 июня в 21:45
«Выпускник Гарварда с дипломом нейрофизиолога, действительно вполне инфернально выглядящий одноглазый человек Люсьен Гривз придумал, что будет выявлять государственное религиозное лицемерие через Храм Сатаны: устраивать службы и митинги во славу Люцифера (ведь по Конституции — можно), устанавливать памятники дьяволу на земле госучреждений (ведь там стоят монументы с цитатами из Библии). Логичным образом Храм Сатаны быстро становится еще и средством community building, центром притяжения обаятельных людей со странностями: герои фильма — все как на подбор очень привлекательные фрики. У организации появляются ячейки — причем девушка, создавшая таковую в Детройте, в какой-то момент оказывается слишком сатанисткой даже для сатанистов. Все очень смешно и весело — но никто не забывает о том, зачем все это и с кем мы боремся» (из телеграм-канала Горбачева)
Билеты: https://kinowidget.kinoplan.ru/seats/1643/10004662/5cf0135f8ff98400016fc51f
«XY Челси»
Фильм про трансгендерную персону, которая сидит в тюрьме за отказ давать показания по делу против Wikileaks.
10 июня в 19:30
«В мае 2017 года Челси Мэннинг вышла из тюрьмы, куда ее посадили в 2010 году, когда она еще была американским военнослужащим Брэдли Мэннингом, который слил Wikileaks тонны документов об военных преступлениях США в Ираке и Афганистане. Посадили Мэннинг при Обаме; Обама ее и отпустил, радикально сократив солдату, которая в тюрьме начала проходить через процедуры по коррекции пола, срок. В марте 2019-го Мэннинг арестовали снова — за то, что она отказалась давать показанию по делу против Wikileaks; видимо, тому самому, по которому скоро (или нескоро) будут судить Ассанжа. А между двумя этими событиями за ней следовал с камерой режиссер Тим Трэверс Хокинс» (А.Г.)
Билеты: https://kinowidget.kinoplan.ru/seats/1643/10004551/5cde820a0889ae0001410557
«С вами Майк Уоллес»
Фильм про журналиста, который по сути придумал современную тележурналистику.
12 июня в 13:40
«Уоллес фактически создавал американское (а значит, и мировое) телевидение, каким мы его знаем: пришел туда в конце 1940-х с радио — сначала вел развлекательные шоу и снимался в рекламе, потом перешел на более серьезные материи и едва ли не первым в стране стал брать на экране конфликтные интервью и задавать неудобные вопросы; собеседники возмущались, отчего передачи Уоллеса становились только популярнее. В отличие от Листьева, Уоллес прожил долго — и успел проинтервьюировать и Сальвадора Дали, и — в 2005 году, когда ему было 87 лет — Владимира Путина. По дороге между одним и другим он успел создать жанр современного новостного альманаха, став соведущим до сих пор существующей программы «60 Minutes» (см., например, классические парфеновские «Намедни» начала 2000-х — это все оттуда). Проинтервьюировать в Тегеране Аятоллу Хомейни в 1979 году, в разгар кризиса с американскими заложниками, причем иранский духовный лидер сам попросил привезти ему Уоллеса. Одним из первых атаковать табачную индустрию по телевизору — и это при том, что передачи Уоллеса в 1950-х исправно начинались с сообщения о том, что он курит «Парламент» (А.Г.)
Билеты: https://kinowidget.kinoplan.ru/seats/1643/10004700/5cf789e92eb5660001205d3c
«Война искусств»
Фильм про современных художников в Северной Корее
12 июня в 21:00
«Мортен Тровик, четыре года назад организовавший первый в истории КНДР рок-концерт, набрал по Европе (плюс один из Китая) дюжину современных художников — и повез их в КНДР обмениваться опытом с художниками местными. Европейцы современные во всех смыслах слова: один рисует кровью, другое делает аудиоинсталляции, третий снимает арт-фотографии и так далее. Корейцы, конечно, современные только с точки зрения календаря — а так рисуют пейзажи и монументальную живопись, сочиняют гимны про великих вождей и так далее. Между двумя группами — неизбежные посредники в виде чиновников и гебешников, приставленных к делегации Тровика. Все вроде бы хотят понять и принять друг друга, но у всех то и дело сдают нервы — то фотограф идет на площадь снимать построение школьниц без провожатых, то у корейского минкультовца сдают нервы, когда он слышит аудиоинсталляцию про звуки, которые издают насекомые.» (А.Г.)
Билеты:
https://kinowidget.kinoplan.ru/seats/1643/10004280/5cc821f79340de00018c3b38
беседовала Нина Абросимова
дополнительные материалы:
5 фильмов, которые не попали в программу «Новые люди», но Александр Горбачев очень советует их посмотреть
Shooting the Mafia