До 30 августа в галерее Ruarts в 1-м Зачатьевском переулке проходит выставка “Wasted/Впустую” анонимного московского художника под псевдонимом Zoom. В своих работах Zoom затрагивает темы утилизации мусора и экологического катастрофизма. Ирина Меркулова рассказывает о своих впечатлениях от выставки, сравнивает работы Zoom с другими современными произведениями на эту тему и сокрушается о неготовности российского общества нести ответственность за окружающую среду и планету.

Выставка открывается работой «Море медиа», сделанной в технике коллажа. Девушка в образе pin-up вытряхивает из крошечной сумочки вещи, к полу в превращающиеся в целое море журнальных вырезок, тетрадей, пластинок и ярких обложек.
Среди героев коллажа есть и современные герои медиа-пространства: ведущая популярных ток-шоу на НТВ, известная своими консервативными и моралистическими высказываниями; бывший министр культуры Мединский; обозреватель «Новой газеты» Юлия Латынина, Навальный и Собчак. Месиво лиц перемежается брендами, мемами, иконками приложений.
Тема информационного мусора в медиа и его образов, которые во многом влияют на тот контент, который производим мы сами и на то, как представляем себя в соцсетях (работы «Инфожрач», Are you ready?, «Море медиа») — популярная, но не самая главная на этой выставке.

Работа «Инфожрач» – о производимом нами и окружающем нас медиа-мусоре – подводит нас к теме уже совсем не виртуального мусора. Французский философ и теоретик просвещенного катастрофизма Жан-Пьер Дюпюи писал: «Свойственная нам добровольная слепота перед лицом страданий и ужаса — главное препятствие, которое провозвестнику бед нужно если не преодолеть, то хотя бы обойти». Художник Zoom невольно взял на себя роль такого провозвестника.
Бесконечное перепроизводство и использование природных ресурсов с полной верой в неисчерпаемость последних — вот главная тема на выставке «Wasted/ Впустую».
Zoom далеко не первый художник, работающий с этой темой. За последние пару лет работы про перепроизводство и истощение земных благ можно было увидеть на выставке «Ткань процветания» в «Гараже» (кураторы Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов и Екатерина Лазарева), на снимках кладбищ велосипедов фотографа Ву Гоюна в Мультимедиа Арт Музее или на выставке Ивана Языкова «Микродрамы» (куратор Евгения Кикодзе) в Музее Москвы.
В «Ткани процветания» акцент был сделан именно на производстве одежды. Не секрет, что каждый сезон магазины в моллах полностью обновляют ассортимент, чтобы счастливые горожане приходили за покупками. На производство джинсов уходит порядка 800 литров воды, а такие гиганты «быстрой моды» как H&M ежегодно сжигают тонны нераспроданных вещей. Вещи шьются на фабриках Индии или, например, в Бангладеш, о котором многие впервые услышали об этой стране весной 2013 года, когда при обрушении 8-этажного здания швейных фабрик в Дакке погибло более 1000 рабочих, а на вещах, из которых эти люди пытались сделать канаты для эвакуации из здания, были обнаружены этикетки магазинов Mango, Benetton, Zara и других.

Выставка завершалась работой франко-алжирского художника Кадера Аттиа «Мертвое море», в чем-то похожей на «Море медиа» авторства Zoom. Кеды и кроссовки популярных брендов, джинсы и куртки, резиновые сапоги и хлопковые водолазки — обрывки одежды разных оттенков синего цвета небрежно разбросаны под ногами зрителя.
Все эти дешево-дорогие (дорогие своей «брендовостью») вещи — это Средиземное море, где за последние 10 лет погибли тысячи мигрантов из стран Африки, стремящиеся на надувных лодках и прогулочных яликах к лучшей жизни в странах Западной Европы.
Средиземное море заслужило право именоваться морем мертвым, а три лайтбокса над всем этим морем вещей показывают снимки набережной в Алжире, которую сейчас стараются максимально застроить, чтобы хоть как-то препятствовать смертельно-опасным опрометчивым попыткам пересечь тысячи морских километров на неприспособленном для таких расстояний транспорте.

Главной работой на выставке Языкова было монументальное графическое полотно «Мир одноразовых вещей» — фоном треснутому пластиковому стаканчику на ней служит мифологизированный мир мусорного полигона, раскрытый художником через технику ведуты.
Zoom в своей бескомпромиссности и полнейшем отсутствии сентиментально-романтического взгляда ближе к франко-алжирцу Кадеру Аттиа и его работе «Полиэтиленовые пакеты» или описанному выше «Мертвому морю».
В сравнении с Языковым и Кадером Аттиа язык художника Zoom несравнимо более резкий, что неудивительно, ведь он в первую очередь — художник стрит-арта.

Мусор у него предстает во всех своих ипостасях: в виде мусора как отходов, мусора как информации и мусора как следствия ядерной политики (только в июне этого года на Урал из Германии отправился груз с 600 тоннами радиоактивного мусора). Менее богатые страны становятся мусорными полигонами (или дешевыми швейными фабриками) для стран первого мира, а последние верят, что надежно защищены своими границами и ответственным отношением к природе, а если что и случится, то точно не на их землях.
Подобно Жану-Пьеру Дюпюи художник Zoom показывает нашу незащищенность перед опасностью, которую представляем для себя мы сами. И если от вируса есть вакцина, то что сможет помочь нам так же быстро справиться с последствиями неуемной траты земных ресурсов, если ко всему прочему мы, зная и видя наносимый ущерб, не хотим признать это знание, поверить в него?
Художник сардонически обыгрывает наш полный эскапизма взгляд на не столь насущные, как нам до сих пор кажется, проблемы. Вот работа «Контейнер»: дюжина земных шаров свалена в контейнер для мусора. На нем привычная нашему глазу эмблема, сопровождающая почти все товары, – человек, бросающий что-то в мусорку. Только здесь бросают не носовой платочек, отслужившую зажигалку или смятый чек, а земной шар.
Ирония здесь не случайна — за последний год тема экологии, превратившись в одну из самых популярных в медиа, стала также и одной из главных тем для иронии пользователей соцсетей. Многие люди до сих пор не могут понять, в чем проблема и чего, собственно, от них хотят.
Для постсоветских людей тема ограничения потребления еще и остросоциальна, поскольку то, что мы сейчас называем экологическим образом жизни, в советское время в первую очередь ассоциировалось с бедностью (хотя дискурс экономии ресурсов был одним из самых популярных в советском союзе, что выражалось, например, в соревнованиях по сбору макулатуры, и то, что мы сегодня называем ресайклингом, поощрялось: за сданную макулатуру можно было получить абонемент на редкие книги, мыло или порошок, за стекло – деньги, а за металлолом – билеты в кино).

Спустя тридцать лет мало кто хочет снова ходить в магазин с авоськой, а полиэтиленовый пакетик, едва ли прослуживший полчаса, тут же летит в такой же мусорный пакет. Сейчас актуален такой вопрос: «Как сделать более привлекательным «экологичное поведение»? Но Zoom, впрочем, в своих работах не заходит так далеко.
Его задача подвести зрителя словно за руку к той пропасти, откуда открывается вид на последствия нашего образа жизни и нашего образа мыслей. Главный вид XXI века — это не пейзаж из инстаграма или счастливые снимки семьи, а гигантский мусорный полигон с летающими над ним чайками или могильник, который раскапывают, чтобы построить трассу.
Но достаточно ли знать, чтобы принять то, о чем знаешь, и действовать соответственно?
Для части работ художник Zoom брал вторсырье, сдаваемое в организацию «Сфера экологии». Если вы решите сортировать свои отходы и сдавать часть из них в переработку, тем самым уменьшив количество отправляемого на полигоны или сжигание мусора, то отнести вымытое вторсырье можно в приемные пункты «Сферы экологии». В Москве их два (м. Курская, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, за стр 2. (главный въезд со стороны набережной р. Яуза, сразу слева от шлагбаума), часы работы: ежедневно с 9 до 19 и на территории ТЦ МЕГА в Химках, время работы: круглосуточно).
Там можно сдать пластик с маркировками 1, 2, 4 и 5, компакт-диски, вспененную полиэтиленовую, стрейч- и воздушно-пузырьковую пленку от техники, бумагу, картон, алюминиевые и жестяные банки в чистом виде, незагрязненную алюминиевую фольгу, tetra pak, стекло и капсулы Nespresso. Также можно воспользоваться платной услугой экотакси, которое приедет к вашему дому и заберет помытое, сложенное в сумки вторсырье.
Текст и фото: Ирина Меркулова
В Совете депутатов тоже есть свое маленькое бумажное море. На сегодня Распоряжением главы муниципального округа Хамовники на 04 августа 2020 года назначено внеочередное заседание Совета депутатов. Этот документ может быть на нескольких страницах, так как зависит от количества указанных в нем вопросов повестки дня. В этом Распоряжении есть раздел «Разное», который предусматривает представление на рассмотрение каждому из 15 депутатов проектов трех депутатских запросов. То есть еще три документа (тоже могут быть многостраничными, так как к ним могут прилагаться пояснительные записки депутатов и письма граждан, составленные по просьбе этих депутатов).
Но если мы обратимся к Уставу муниципального округа Хамовники (принят решением муниципального Собрания Хамовники в г. Москве от 27.11.2003 N 13/2) то увидим, что такого количества бумаг просто не требуется. В Уставе есть статья 12 «Гарантии осуществления полномочий главы муниципального округа». В этой статье, есть пункт, который предусматривает, что:
«Глава муниципального округа в связи с осуществлением своих полномочий:
2) пользуется правом на прием в первоочередном порядке должностными лицами органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, руководителями организаций и органов управления общественных объединений;
5) пользуется правом направлять в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, соответствующим должностным лицам или руководителям письменные обращения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;
6) вправе непосредственно участвовать в рассмотрении поставленных им в обращении к должностным лицам или руководителям вопросов (о дне рассмотрения обращения глава муниципального округа оповещается заблаговременно);».
То есть если например Председателю Комиссии по вопросам землепользования, градостроительства, охраны памятников архитектуры и исторической среды Совета депутатов муниципального округа Хамовники понадобились какие-либо градостроительные или землеустроительные документы, то он может просто позвонить Главе муниципального округа и попросить найти ему эти документы. А Глава получив это просьбу уже по своему усмотрению решает сходить ли непосредственно в соответствующую организацию за необходимыми документами или направить туда свой письменный запрос. И такой письменный запрос умещается как правило на одной странице. А главное — нет необходимости выносить эти вопросы на заседания Совета депутатов и готовить кучу бумаг по каждому такому вопросу, чтобы сидеть до полуночи разбираясь с этими бумагами.
«Тогда ночь полностью вступала в свои права и совершала то, чего день совершить не мог, — хватала за сердце. Она была так темна и так огромна, что ты не видел за нею никаких пределов… и корабли отчаяния, корабли вопросов, которые ты посылал в ее дали, возвращались от неведомых берегов, груженные успокоением».
Эрих Мария Ремарк (роман «Гэм»)